Материалы:
Видео:
Главный тормоз развития области – чрезмерная долговая нагрузка, но потенциал увеличения доходной части бюджета есть – уверены депутаты. И рекомендовали Правительству области проводить политику по снижению государственного долга области и оптимизации его структуры.
21 ноября в Законодательном Собрании области состоялись публичные парламентские слушания по прогнозу социально-экономического развития Вологодской области и проекту закона области "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов".
Представители исполнительной власти области напомнили депутатам макроэкономические показатели бюджета на 2013 год: доходы – 36,8 млрд. рублей, расходы – 38,0 млрд. рублей, дефицит бюджета – 1,2 млрд. рублей. Доходы на 2014 год запланированы в сумме 38,9 млрд. рублей, на 2015 год – 41,7 млрд. рублей; расходы на 2014 год – 35,7 млрд. рублей, на 2015 год – 36,0 млрд. рублей. Профицит бюджета в 2014, 2015 годах составит соответственно 3,2 млрд. рублей и 5,7 млрд. рублей.
В структуре общего объема расходов областного бюджета в 2013-2015 годах первое место занимают расходы, направляемые на социальную сферу (2013 год – 64,7 %, 2014 год – 61,3 %, 2015 год – 63,0 %), второе место – расходы на национальную экономику (2013 год – 17,6 %, 2014 год – 19,0 %, 2015 год – 17,0 %), третье место - расходы на обслуживание государственного и муниципального долга (2013 год – 5,6 %, 2014 год – 7,0%, 2015 год – 5,3 %).
Проект областного бюджета на 2013-2015 годы сохраняет социальную направленность. Проект закона области направлен на внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования. Доля программного финансирования в общем объеме расходов областного бюджета в 2013 году возрастет до 38 процентов, или на 21,9 процентных пункта в сравнении с 2012 годом.
На слушаниях было отмечено, что перед Правительством области стояла сложная задача - сбалансировать бюджет и в то же время обеспечить финансированием мероприятия, предусмотренные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Однако, в представленном проекте бюджета задача по выделению средств на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации не решена, ассигнования на указанные цели не предусмотрены.
Депутаты отметили, что при планировании налога на прибыль не предусмотрено поступлений прибыли от металлургов. Кроме того не учтена прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков "Северсталь". Представленные параметры бюджета показывают, что выйти на докризисный уровень по показателю собственных доходов в 2013 году не удастся.
Отдельной темой на слушаниях прозвучала проблема чрезмерной долговой нагрузки на область. На 31 декабря 2013 года прогнозный объем государственного долга составит 28 млрд. рублей и снизится к концу 2013 год на 6 процентов. При этом сохранится тенденция роста наиболее затратной по обслуживанию части государственного долга – банковских кредитов. Участники публичных слушаний отметили, что со стороны Правительства области требуется дополнительное внимание к проблеме долговой нагрузки на областной бюджет.
Что касается политики межбюджетных отношений, то на слушаниях было подчеркнуто, что она ориентирована на создание условий для заинтересованности органов местного самоуправления муниципальных образований области в наращивании собственной доходной базы. С учетом передачи дополнительных нормативов по налогу на доходы физических лиц в 2013 году полностью бездотационными будут 14 муниципальных районов и 27 сельских и городских поселений области.
В ряде выступлений депутатами было подчеркнуто, что представленный проект бюджета сверстан по чрезмерно пессимистическому варианту и что потенциал для увеличения доходной базы есть значительный. Принципиально такой же вывод сделали и в КСП области.
Свое мнение о проекте бюджета высказали представители фракций представленных в Законодательном Собрании области. Член фракции КПРФ Михаил Селин подчеркнул:
«Нужно обратить внимание на состояние экономики. Мы видим, что прибыль уменьшается в три раза, прибыль уходит в фонд оплаты труда и прибыль уходит от налогообложения. А каковы источники доходов? Что делать? Надо искать доходы. 600 тысяч человек в Российской Федерации получают ежегодный доход в размере 220 миллионов каждый. Разве это нормально? И выход есть. Пора переходить от плоской шкалы налогообложения к прогрессивной. Наша фракция КПРФ предлагает выйти с инициативой на федеральный уровень о введении прогрессивной шкалы налогообложения».
Руководитель фракции ЛДПР в Законодательном Собрании Дмитрий Башкирцев отметил:
«Мы считаем, что принятие данного пессимистичного варианта бюджета необоснованно. Принимая такой бюджет, мы заранее занижаем возможности Правительства для обеспечения взятых на себя обязательств. Есть возможности для того, чтобы Правительство работало над пополнением доходной части бюджета. А пополняя доходную часть, можно по- другому формировать и расходную часть. Правительство должно выполнять принятые обязательства и внимательно относиться к областному законодательству».
Заместитель председателя ЗСО, представитель фракции «Справедливая Россия» Виктор Вавилов высказал свое мнение:
«Как принимать решение в такой сложной ситуации. Какому направлению отдать приоритет? Когда нам представляли программу социально-экономического развития, мне было непонятно – прибыль уменьшается, а в то же время средняя заработная плата растет. В итоге прибыль занижается? Наша просьба - отдельно пусть Правительство рассмотрит различные варианты доходной базы. И настоятельная просьба - работать над заменой кредитных заимствований на бюджетные».
Представитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Михаил Ставровский отметил:
«Плюсы нашего положения в том, что мы реально оцениваем ситуацию. Эйфория, которая сопровождала нас несколько лет подряд, ушла. Экономика выздоравливает. К сожалению, мы зависим от металлургии и от химии. А от вступления в ВТО есть и плюсы, и минусы. Не будем забывать, что сегодня металлурги вкладывают инвестиции в собственное производство. Это даст экономический эффект уже в скором будущем».
Отвечая на выступления и вопросы депутатов, первый заместитель Губернатора области Андрей Травников подчеркнул:
«Готов согласиться, что это самое тяжелое обсуждение бюджета за последние годы. Понятно, что опускаться вниз тяжело. Особенно после периода постоянного роста. Но, тем не менее, это необходимо. У нас должен уйти излишний оптимизм по поводу будущего. Мы прекрасно понимаем - чтобы выйти на уровень доходности бюджета 2008 года необходимо построить предприятие масштаба «Северстали» с уровнем рентабельности порядка 30%. Давайте будем реалистами. Даже если реализуются самые наши амбициозные планы, эффект от этих мероприятий мы почувствуем через годы. В этой ситуации мы не должны затягивать выход из кризиса и должны определить тот допустимый уровень расходов, который мы можем себе позволить. Нельзя это делать понемногу каждый год. Это нужно сделать в этом году».
Председатель комитета по бюджету и налогам Алексей Канаев в комментарии СМИ отметил:
«Правительство, на мой взгляд, в условиях непростой экономической ситуации смогло представить сбалансированный бюджет с точки зрения интересов муниципальных образований, отраслей.
Но есть ряд проблем, которые, на наш взгляд, необходимо решать. Ключевая из них – вопросы реализации указов Президента о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы. Она выявлена в ходе уже проделанной депутатами работы.
Кроме того необходимо посмотреть на доходную составляющую областной казны. На наш взгляд, есть потенциал ее увеличения. Я имею в виду и появление консолидированной группы налогоплательщиков, и повышение эффективности распоряжения государственным имуществом. Эти проблемы наиболее остры на сегодняшний день, и мы с Правительством области ищем совместные пути их решения».
По итогам работы слушаний депутаты предложили Правительству области:
1. рассмотреть поступившие замечания и предложения по проекту областного бюджета на 2013-2015 годы;
2. предусмотреть расходы на 2013-2015 годы на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";
3. осуществлять дальнейшее взаимодействие с федеральными органами власти по получению дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета;
4. проводить политику по снижению государственного долга области и оптимизации его структуры;
5. рассмотреть возможность первоочередного погашения кредитов банков и реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом по привлеченным кредитам, обеспечить проведение мероприятий по оптимизации стоимости обслуживания долговых обязательств;
6. обеспечить проведение системной работы по оценке последствий присоединения России к ВТО для бюджета области.