Уважаемый Георгий Егорович! Уважаемые депутаты и главы!
Дорогие коллеги!
Я поздравляю вас с открытием II съезда депутатов Вологодской области!
В начале своего выступления хотел бы отметить, что в этом году мы отмечаем несколько знаменательных дат, которые имеют историческое значение для нашей страны.
Это 20-летие Российского парламента, в том числе образования Законодательного Собрания Вологодской области.
Так же этот год ознаменован 150-летием отечественного местного самоуправления, основы которого были заложены Александром II и его знаменитой Земской реформой 1864 года. Ведь именно земства сыграли достаточно значимую роль в становление гражданского общества. Они стали толчком в развитии социальной сферы в губерниях России.
Сегодня основы местного самоуправления закреплены в нашей Конституции, и конечно в 131-м федеральном законе («Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») результатом реализации которого должно стать существенное улучшение качества оказания услуг органами власти населению.
Местная власть должна быть устроена так – как сказал Президент России Владимир Путин в своем Послании – «чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой».
Хочу подчеркнуть, что ваша работа имеет огромное значение для организации повседневной жизни на местах и создания благоприятного социального климата. Там, где все уровни муниципальной власти работают слаженно, как одна команда, всегда есть результат: ремонтируются дороги, школы и больницы, благоустраиваются дворы.
Поэтому развитие сильного, независимого местного самоуправления, конечно, одна из наших важнейших задач.
Сегодня, смотря в зал, я вижу насколько многочисленный и мощный у нас депутатский корпус, и, следовательно, насколько значительно и масштабно представительство населения во власти!
В современных условиях, когда граждане все активнее включаются в политические процессы, работа исполнительной и законодательной власти, а также местного самоуправления должна идти в одном направлении.
Именно в этом ключе, я и обращаюсь к вам - как к нашим коллегам. Мы делаем одно дело – работаем во благо своих граждан. И повышение качества их жизни, создание гармоничных комфортных условий для проживания – это наша стратегически важная задача!
Что мы для этого делаем?
Первое. Нами были предприняты решительные меры по реформированию межбюджетных отношений.
В предыдущие годы муниципалитетам оказывалась финансовая помощь, преимущественно в форме дотаций из областного бюджета. На поддержку муниципалитетов «уходило» более 40 процентов средств бюджета.
Пришлось признать, что дотационный путь позволяет только «держаться на плаву», но не более того. В такой ситуации у местного самоуправления отсутствует стимул к наращиванию собственной доходной базы, экономическому развитию и расширению круга решаемых социальных задач.
Нами было принято решение и взамен дотаций в максимальном объеме с регионального на местный уровень переданы нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц.
НДФЛ становится профилирующим, устойчивым доходным источником местных бюджетов. Его удельный вес составляет более 70% собственных доходов бюджета.
Тем самым, экономически и политически мы создали все условия для заинтересованности глав районов и округов в комплексном развитии территорий, и в первую очередь точку приложения видим в повышении эффективности сбора налога на доходы физических лиц. Это мобилизация «скрытой» задолженности, объем которой составляет около 0,7 млрд. рублей и сокращение серых выплат, которые прогрессируют в связи с негативными процессами в экономике.
Увеличению поступлений налога на доходы физических лиц способствует развитие территорий, где осуществляется инвестиционная деятельность. Прослеживается прямая взаимосвязь между инвестициями и поступлениями НДФЛ. Модернизация существующих производств или открытие новых – это дополнительные рабочие места – и, следовательно, рост заработной платы и поступлений налога на доходы физических лиц.
Уже сегодня изменения межбюджетных отношений половина муниципальных районов области принесли первые результаты. Там, где позволила экономика, муниципалитеты стали бездотационными.
Размер дотаций местным бюджетам в 2013 году по сравнению с 2011 годом снизился. Но! Благодаря новым подходам к межбюджетным отношениям, за 2012-2013 годы собственная доходная база муниципальных образований увеличилась на 1,3 млрд. рублей в 2012 году на 0,7 млрд. рублей, в 2013 году – на 0,5 млрд. рублей.
Но финансово-бюджетные проблемы, связанные с ухудшением экономической ситуации, не исчезли. И легли, в основном, на областной бюджет.
Поэтому следующим направлением нашей совместной работы стала мобилизация резервов доходов бюджета.
Разработаны и реализуются «дорожные карты», направленные на решение самых острых проблем: легализации налоговой базы по налогу на прибыль, защите от «фиктивной» миграции должников на территорию области, выявлению собственников недвижимости, сдающих в наем жилье без декларирования доходов, взысканию задолженности в отношении физических лиц.
Как результат, за 2012-2013 годы налоговая задолженность в бюджеты всех уровней сократилась на 1,6 млрд. рублей с 6,2 до 4,6 млрд.рублей, достигнув минимальной отметки за посткризисный период.
Хочу отметить, что процесс снижения задолженности в нашем регионе протекал на фоне общероссийских тенденций наращивания налоговых долгов.
У нас улучшилась ситуация со сбором имущественных налогов с физических лиц. Уровень собираемости имущественных налогов с физических лиц по текущим начислениям поднялся с 69% в 2012 году до 80% в 2013 году. В рейтинге субъектов РФ вошла в число 20 лучших регионов по данному показателю. Поступления налогов с имущества граждан возросли за отчетный год на 13% или на 158 млн. рублей.
Системная работа межведомственных рабочих групп позволила привлечь в бюджет области в 2013 году "скрытой" недоимки по налогу на доходы физических лиц – 576 млн.руб., задолженности по налоговым платежам – 765 млн.руб., вывести из тени заработной платы в объеме 1 292 млн.руб., легализовать прибыли в сумме 2 653 млн.руб.
И во многом – это ваша заслуга! Наилучшие результаты по снижению задолженности в бюджеты всех уровней имеют Тотемский, Междуреченский, Бабушкинский, Устюженский районы.
В 2013 году продолжена работа по укрупнению муниципальных образований.
Процедура объединения прошла в 30 городских и сельских поселениях в Вытегорском, Грязовецком, Кичм-Городецком, Никольском, Череповецком и Сокольском районах. В результате, с 1 января 2014 года в области функционируют 283 муниципальных образования, из них 255 городских и сельских поселений, таким образом, упразднено 19 муниципальных образований.
Данное объединение позволило ощутимо сократить расходы на содержание местного управленческого аппарата и сконцентрировать средства на решении первоочередных социальных задач на местах.
В результате оптимизации органы местного самоуправления сокращены на 71 штатную единицу.
А объединившимся поселениям в областном бюджете на 2014-2016 годы сохранены все межбюджетные трансферты. Общая сумма указанных межбюджетных трансфертов 19 поселениям области ежегодно составляет 38,3 млн. рублей.
В работе, связанной с развитием территорий, не могу не затронуть довольно «больную» тему – оптимизации управленческой системы органов местного самоуправления.
На сегодняшний день по результатам анализа исполнения майских Указов Президента Российской Федерации в Вологодской области значение показателя «Количество муниципальных служащих органов местного самоуправления на 1 тысячу жителей» разительно превышает среднее значение этого показателя среди субъектов СЗФО: 3,05 против 1,88 на уровне округа.
Мы проанализируем данные и примем взвешенное, безусловно, согласованное с вами решение по рациональному выходу из этой ситуации. Нам необходимо обеспечить повышение зарплаты на местах через формирование оптимального, мобильного, эффективно работающего штата администраций.
Конечно, мы все понимаем, что в сложившихся условиях жесточайшего финансового дефицита, для муниципалитетов остается тема «выжить любой ценой», а развитие уходит на второй план. Но мы должны развиваться!
Нами было принято решение о создании института инвестиционных уполномоченных, а районы задумались о выработке Стратегий развития.
Но, к сожалению, на сегодняшний день лишь 13 из 28 муниципальных образований приняли Стратегии развития. 15 – соответственно ещё только пытаются сформулировать свои перспективные задачи и механизмы развития на бумаге.
Сегодня оба городских округа и 20 муниципальных районов из 26-ти приняли программы социально-экономического развития. Эту задачу перед муниципалитетами я ставил еще в 2012 году, надеюсь, что до конца этого года она выполнена.
Я призываю вас – продолжить активную работу социально-экономическому развитию муниципальных образованиях, а депутатскому корпусу – оказать содействие в разработке и принятии Стратегий развития, определяющих будущее территорий.
Я ни в коей мере не испытываю иллюзий по поводу ситуации на местах. Мы знаем о проблемах, и пытаемся вместе с вами их решать.
Несмотря на сложный бюджет мы сохраняем финансирование сельского хозяйства на прежнем уровне. Всего на поддержку села в прошлом году было выделено 2,4 млрд. рублей. В том числе из федерации было привлечено 1,6 млрд. рублей, что в 2 раза превышает уровень 2011 года.
В целях развития сети автомобильных дорог местного значения бюджетам муниципального района было выделено 421,7 млн. рублей субсидий, что более чем в 11 раз превышает уровень 202 года.
С целью закрепления медицинских кадров в сельских населенных пунктах в 2013 году 19 врачам произведены единовременные выплаты в размере 00 тысяч рублей. Заключены договоры с 23 медицинскими работниками на единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн. рублей.
Это и многое другое мы делаем для того, чтобы создать достойную социальную инфраструктуру на территориях. Ведь людям нужна не только достойная работа, но и достойный досуг, качественная медицинская помощь, образование.
Обеспечить всё это - в наших силах! Но только вместе!
Знаю, что среди вас очень много тех, кто душой болеет за сове дело, за своей родной край. Здесь много замечательных и достойных людей!
И сегодня я хочу выступаю с инициативой об учреждении государственной (высшей) награды области - медали «За заслуги перед Вологодской областью»!
Данной наградой будут удостаиваться жители Вологодской области за особо выдающиеся заслуги в различных отраслях и сферах деятельности.
Надеюсь, что депутаты Законодательного Собрания области поддержат меня, и закон будет принят до завершения этого парламентского года!
Завершая выступления, хочу поблагодарить вас: за ваш труд, за вашу преданность Вологодчине, за вашу неиссякаемую энергию на благо вологжан!
Спасибо за внимание!