Добрый день, уважаемые участники съезда!
Проведение сегодняшнего съезда совпало с выдающимся историческим событием.
18 марта в Георгиевском зале Кремля был подписан договор о вхождении Крыма в состав Российской Федерации. С этого дня Крым и Севастополь считаются принятыми в состав Российской Федерации.
Горжусь тем, что мне довелось стать свидетелем этого исторического события.
Подписанию договора предшествовало выступление Президента России. Это было одно из самых эмоциональных выступлений Президента, на которых я присутствовал. В зале ощущалась мощная энергетика, чувство гордости за свою страну, за Россию.
Я никогда не видел такого единодушия, поддержки, необыкновенного подъема патриотизма.
Напомню, что более 96% граждан Крыма высказались за воссоединение с Россией. И почти 92% россиян выступают за присоединение Крыма к России. Цифры предельно убедительны.
«В сердце, в сознании людей Крым был и остается неотъемлемой частью России. Перед этим оказались бессильны и время и обстоятельства, бессильны все драматические перемены, которые мы переживали в течение всего 20-го века» - отметил Президент в своем выступлении.
Вологодчина присоединилась к многочисленным российским акциям в защиту Крыма и наших соотечественников. С участием депутатов, профсоюзов, общественности проведены массовые митинги солидарности с Крымом, а 6 марта депутаты Законодательного Собрания подписали заявление о поддержке действий руководства страны по защите российских граждан, проживающих в Украине.
То единодушие, с которым люди поддерживают крымчан – главное подтверждение правильности выбранного решения.
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы можем выразить нашу единую позицию и поддержать воссоединение Крыма с Россией.
Предлагаю рассмотреть и принять заявление съезда о поддержке принятия Республики Крым и г.Севастополя в состав Российской Федерации.
Уважаемые гости съезда!
Очень символично, что восстановление исторической справедливости и территориального единства нашей страны совпало с 20-летием регионального парламентаризма.
Дата проведения сегодняшнего съезда выбрана не случайно. Вчера мы отметили знаменательное событие – 20-ти летие Законодательного Собрания области.
Но текущий год отмечен не только юбилеем регионального парламента. 20-ть лет исполняется Череповецкой городской Думе и Вологодской городской Думе, а в следующем году юбилей отметят представительные органы еще 12 районов.
Кроме того, в этом году исполняется 150 лет с момента проведения знаменитой Земской реформы, положившей начало развитию местного самоуправления.
И в наши дни реформы местного самоуправления продолжаются.
Развитие самоуправления в нашей стране столкнулось с серьезными проблемами, и это не может не волновать нас всех.
Вместе с тем необходимо отметить, что в последние годы активизировался процесс обсуждения этих вопросов на самом высоком государственном уровне.
В своем прошлогоднем Послании Президент России Владимир Путин особо отметил проблемы самоуправления, и поручил Правительству России подготовить предложения по реформе местного самоуправления.
Президент ясно дал понять, что ситуацию необходимо менять в соответствии со здравым смыслом и с требованием времени.
Уважаемые коллеги!
Законодательное Собрание с первых дней уделяло особое внимание местному самоуправлению.
Именно поэтому в 1994 году вторым принятым депутатами законом стал Закон области «О местном самоуправлении».
С тех пор внимание Законодательного Собрания к местному самоуправлению не ослабевает.
Из 2,5 тысяч законов, принятых за последние 10 лет, более 600 напрямую посвящены вопросам местного самоуправления.
К сожалению, несмотря на проделанную работу, основными проблемами остаются слабое финансовое обеспечение полномочий местных органов власти и несовершенство межбюджетных отношений.
В настоящее время сохраняется тенденция централизации налоговых доходов в федеральном бюджете. Это негативно сказывается на финансовой самостоятельности как самих регионов, так и муниципалитетов.
В 2013 году районные бюджеты на две трети состояли из субсидий, дотаций и субвенций.
В прошлом году мы приняли пакет законов, направленных на совершенствование системы межбюджетных отношений в области.
В целях повышения заинтересованности глав в развитии своих территорий мы наделили муниципальные районы полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям.
Кроме того, изменили механизм расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Теперь их размер определяется с учетом различий в структуре населения и социально-экономических условиях.
Много было сомнений и споров при принятии этих изменений, но работа Законодательного Собрания не заканчивается принятием закона. Наоборот, наступает важный этап и нам вместе с вами необходимо выяснить, как отразились нововведения на межбюджетных отношениях? Что нужно изменить в областном законодательстве?
Для этого в течение всего текущего года комитет Законодательного Собрания по бюджету и налогам и комитет по вопросам местного самоуправления будут проводить ежеквартальный мониторинг исполнения местных бюджетов. Рассмотрение результатов за 1 квартал состоится уже в апреле текущего года.
Если у вас имеются конкретные предложения, замечания – я прошу активно включиться в работу наших комитетов.
Сейчас на федеральном уровне много говорится о необходимости повышения доходных источников местных бюджетов. И это абсолютно правильно. Убежден, что упор нужно делать на достижение прямой взаимосвязи между усилиями органов власти и получаемыми доходами бюджетов.
Первый шаг в этом направлении мы уже сделали - договорились (пока это только протокольная запись на сессии Законодательного Собрания) передать в виде субсидий муниципальным образованиям весь собранный ими транспортный налог с физических лиц.
Сейчас исполнение этого решения находится на контроле депутатов Законодательного Собрания и Общественного Совета Дорожного фонда.
Уважаемые коллеги!
Не все проблемы удалось решить и по вопросу территориальной организации местного самоуправления.
Сейчас уже признано, что территориальная реформа была не самой удачной. Созданные поселения оказались не равнозначны по численности, своему экономическому потенциалу, дорожной сети и другой инфраструктуре.
Для смягчения этих диспропорций в нашей области в течение последних лет предпринимаются определенные действия.
Очень позитивен в этом вопросе опыт Кичменско-Городецкого района, где из 13 поселений остались только 3, а средства экономии только за прошлый год составили около 10 млн. рублей.
Но процесс укрупнения не должен быть произвольным, чтобы потом не пришлось «отыгрывать» в обратную сторону.
Объединение не должно привести к тому, чтобы население, даже в самых отделенных поселениях, оказалось оторвано от власти.
Помочь решить эту проблему должен возрождаемый сейчас институт сельских старост.
Напомню, что в нашей области институт старост начал создаваться «стихийно», по инициативе «снизу» еще в 1994 году на уровне сельсоветов. Только за период весны-осени 1994 года в селах Вологодчины было избрано более 3 тысяч сельских старост.
В прошлом году депутатами Законодательного Собрания был разработан и принят закон области «О старостах населенных пунктов Вологодской области», закрепивший основы правового положения старост населенных пунктов.
Несмотря на то, что закон вступил в силу только с 1 января этого года, некоторые муниципалитеты уже активно подключились к работе. Необходимые изменения внесены в Уставы поселений Бабаевского, Вожегодского районов. Еще в ряде районов такие изменения подготовлены и находятся в процессе принятия.
Уважаемые коллеги!
Законодательное Собрание с первых шагов выстраивало систему взаимоотношений с органами местного самоуправления.
Для обмена опытом и в целях наиболее эффективного отстаивания интересов местного самоуправления в 2004 году был создан Совет представительных органов муниципальных образований, который на протяжении 10 лет обеспечивает взаимодействие Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований.
Считаю, что пришло время подумать над созданием таких советов и на районном уровне с руководителями собраний поселений.
К решениям Совета внимательно относятся все органы государственной власти области и органы местного самоуправления.
Так, после неоднократного обсуждения на Совете вопроса об организации деятельности контрольных органов в муниципальных образованиях, в каждом районе были созданы контрольно-счетные органы, которые уже показали высокую эффективность работы.
Только за прошлый год ими было проведено более 300 проверок, выявлено нарушений на полтора миллиарда рублей.
Сегодня деятельность контрольно-счетных органов – эффективный инструмент парламентского контроля.
Так, по предложениям депутатов Законодательного Собрания в этом году на 75% сформирован план работы Контрольно-счетной палаты области.
К сожалению, в районах ситуация пока иная.
Только в Вологде и в Вожегодском районе планы муниципальных контрольно-счетных органов на 30% сформированы по предложениям депутатов.
В остальных районах предложения депутатов составляют всего от 2 до 7%, либо вовсе отсутствуют.
В 15 муниципальных районах депутаты вообще не дали ни одного предложения в план работы муниципальных контрольно-счетных органов.
В условиях перехода к программным бюджетам работа контрольно-счетных органов приобретает особое значение, поскольку акцент проверок переносится именно на контроль за результатами использования бюджетных средств.
Полагаю, что такой метод контроля нужно активнее использовать депутатам всех уровней.
В практике нашей работы традиционными стали «парламентские дни» - это своеобразный «депутатский десант» в муниципальные районы области для подробного изучения на местах проблем конкретных территорий.
Практика проведения «парламентских дней» будет продолжена и в дальнейшем.
В феврале 2014 года мы уже провели «парламентский день» в Череповце. Следующие выезды – в Вытегорский и Кирилловский районы.
Эффективность таких мероприятий очевидна. Выявляются не только проблемы, имеющие системный характер и требующие решения на законодательном уровне, но и множество проблем «местного характера».
Еще одной из важных форм нашего взаимодействия является реализация права законодательной инициативы органами местного самоуправления в Законодательном Собрании.
Здесь существует определенная проблема прохождения законодательных инициатив, также как и в Государственной Думе РФ с законодательными инициативами регионов (только 13 из 166 законодательных инициатив, внесенных Законодательным Собранием, были приняты Государственной Думой Российской Федерации).
В 2013 году органами местного самоуправления в Законодательное Собрание было внесено 8 инициатив, из них всего 1 инициатива Вологодской городской Думы была принята Законодательным Собранием области, еще 1 – отклонена депутатами, остальные возвращены или отозваны авторами в связи с отрицательными заключениями.
Это объясняется недостаточной проработкой местных законодательных инициатив. Ведь оценить проект закона нужно не только с точки зрения целесообразности, но и соответствия федеральному и областному законодательству.
Особенно хочу отметить активность депутатов Вологодской городской Думы и Череповецкой городской Думы.
К сожалению, не все их инициативы сразу можно принять, поскольку одни требуют серьезных финансовых затрат, как, например, инициатива Череповецкой городской Думы об установлении мер социальной помощи по оплате первоначального взноса по ипотечным кредитам работникам здравоохранения области.
Другие изменения не могут быть внесены в федеральное законодательство, как предлагают авторы законопроектов, но будут учтены в областном законодательстве. Например, это предложения Вологодской городской Думы о внесении изменений в административное законодательство.
Работоспособность местных органов власти напрямую зависит от квалификации людей, занимающихся вопросами самоуправления. Поэтому в числе важнейших направлений нашей деятельности я вижу организацию систематической учебы депутатского корпуса и специалистов аппарата.
Выездные учебные семинары для вас мы планируем проводить ежеквартально, и к вам убедительная просьба – заранее направлять нам все интересующие Вас темы и вопросы, по которым мы подготовим нужную для Вас информацию.
Ближайший такой семинар для муниципальных образований с участием специалистов аппарата Совета Федерации мы планируем провести в июне, на котором будут рассмотрены проблемы и практика подготовки законодательных инициатив.
Уважаемые коллеги!
К активному участию в политической жизни общества необходимо привлекать молодежь.
Сегодня созданный при Законодательном Собрании Молодежный парламент активно участвует в мероприятиях, в том числе и в муниципальных районах.
Наша задача - добиться того, чтобы Вологодская область стала лидером по развитию молодежного парламентского движения.
Для этого необходимо развивать не только областной Молодежный парламент, но и парламенты на местах, в муниципалитетах.
Сегодня муниципальные молодежные парламенты уже созданы в Вологде, Череповце и в большинстве районов. Их работа способствует повышению интереса молодежи к вашей деятельности, и, что немаловажно, это своеобразная «кузница кадров» для местного самоуправления.
Уже сейчас, несмотря на непродолжительный период их деятельности, представители молодежных парламентов становятся главами поселений, занимают ведущие должности муниципальной службы. Только за прошлый год пятеро из них были избраны депутатами представительных органов муниципальных образований.
Уважаемые коллеги, гости съезда!
Сегодня все органы государственной власти ставят перед собой задачу обеспечения максимальной открытости. И, конечно же, представительные органы тоже не могут остаться в стороне.
Сегодня на сайте Законодательного Собрания области:
· ведется прямая трансляция сессий и других значимых мероприятий,
· размещаются отчеты депутатов о проделанной работе за год,
· в обязательном порядке проводится общественное обсуждение законопроектов, затрагивающих права и свободы человека,
· проводятся опросы по наиболее резонансным темам,
· ведется раздел «Правовая консультация», в котором мы размещаем ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.
В современной жизни становится просто неразумным не использовать Интернет в качестве совершенно нового средства гражданского контроля.
Полагаю, что практику Законодательного Собрания можете использовать и вы, освещая свою деятельность.
Уважаемые коллеги!
Вопрос о значимости развития местного самоуправления для государства и жителей сегодня поднимается на всех уровнях власти. И это абсолютно оправдано.
Хочу процитировать Солженицына, который говорил, что повседневная жизнь людей на четыре пятых зависит не от общегосударственных событий, а от событий местных, и поэтому - от местного самоуправления.
В целях повышения роли и значения местного самоуправления с 2013 года принято отмечать День местного самоуправления, который уже стал праздником для всех граждан, заинтересованных в развитии своих городов и поселков.
Повышение значимости местного самоуправления прослеживается и на примере избирательного законодательства.
В 2012 году вступил в силу закон области «О выборах Губернатора Вологодской области». В числе прочего закон предусматривает сбор кандидатами на эту должность подписей в свою поддержку среди депутатов и избранных глав муниципальных образований.
Это знаковое решение последнего времени. Теперь закон подталкивает кандидатов в губернаторы заранее начать взаимодействовать с муниципалитетами.
Кстати, можно сказать, что поддержка муниципальных органов влияет и на будущих сенаторов, поскольку они будут выбираться в связке с губернаторами.
Уважаемые коллеги и гости съезда!
За время работы депутатами регионального парламента и депутатами представительных органов муниципальных образований сделано немало.
За относительно небольшой по историческим меркам период времени нам удалось решить непростую задачу – сформировать региональное законодательство и систему муниципальных правовых актов.
За 20 лет деятельности Законодательного Собрания было принято более 3 тысяч законов.
Но и муниципалитеты от нас не отстают. Так, правовая база Вологодской городской Думы насчитывает более 6 тысяч решений, Череповецкой городской Думы – порядка 4 тысяч решений. В остальных районах цифры несколько скромнее, но все равно впечатляющие – в каждом районе принято около 2-х – 2,5 тысяч решений.
Такое количество правовых актов объективно требует проведения их мониторинга.
Дефицита законов сегодня нет – сегодня остается в дефиците практика применения законов. И решение этой проблемы главным образом зависит от активности депутатов.
Сама подготовка к юбилейным датам помогла заметно обновить подходы к правотворческой практике.
Это и начатая Законодательным Собранием области работа по мониторингу правоприменения. Как результат – следует отметить резко возросшую за последние два года роль депутатов Законодательного Собрания. Так, если в 2011 году по инициативе депутатов вносилось только 13% законопроектов, то в 2013 году этот показатель достиг 42%.
Также необходимо отметить и подготовку самого первого Доклада о состоянии законодательства Вологодской области в 2013 году.
Полагаю, что мониторинг правоприменения, оценка принятых правовых актов должны стать приоритетными направлениями в работе не только областного парламента, но и всех представительных органов муниципальных образований.
Дорогие друзья!
Сегодня перед местным самоуправлением стоят масштабные задачи. Их решение зависит от активности каждого из нас.
Уверен, что работа в местных органах власти является для вас значимой частью вашей жизни.
Ваш опыт и понимание процессов на муниципальном уровне всегда будут востребованы на любом уровне власти – и региональном, и федеральном.
Благодарю за внимание!
Желаю вам всем успехов в работе, удачи, оптимизма и новых свершений!