Уважаемые коллеги, участники торжественного собрания!
Сегодня мы отмечаем знаменательное событие - 20-летие Законодательного Собрания области.
Наша история даёт яркий пример того, как принятие Конституции и демократические выборы в парламент могут вывести общество из острого политического кризиса.
Сегодня, в дни, когда решается судьба Крыма и наших соотечественников, это имеет особое значение.
18 марта текущего года произошло выдающееся историческое событие – в Георгиевском зале Кремля был подписан договор о вхождении Крыма в состав Российской Федерации. С этого дня Крым и Севастополь считаются принятыми в состав Российской Федерации.
Горжусь тем, что мне довелось стать свидетелем этого исторического события.
Подписанию договора предшествовало выступление Президента России. Это было одно из самых эмоциональных выступлений Президента, на которых я присутствовал. В зале ощущалась мощная энергетика, чувство гордости за свою страну, за Россию.
Я никогда не видел такого единодушия, поддержки, необыкновенного подъема патриотизма.
Воссоединение Крыма с Россией доказывает, что в мировой политике есть место исторической справедливости. При распаде СССР были забыты и Крым и Севастополь. А они были и остаются неотъемлемой частью России. Перед этим оказались бессильны и время и обстоятельства и исторические перемены.
Восстановление единства между нашими братскими народами послужит примером для всех – мы не боимся отстаивать свои права и свободы, накопленные веками. Особенно сейчас, когда главными исполнителями переворота в Украине стали националисты, неонацисты, русофобы.
Уже сейчас на территории Республики Крым и города Севастополя начинают действовать законодательные акты Российской Федерации.
Поэтому именно сейчас очень важно сформировать законодательство наших новых субъектов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, которая служит основой создания законодательной власти во всех субъектах РФ.
Напомню, что до принятия в декабре 1993 года Конституции на протяжении всей истории Советского Союза и России субъекты федерации не имели права принимать собственные законы. Именно тогда в 1993 году Вологодская область получила реальную самостоятельность в решении региональных вопросов.
1994 год стал для нашей области и для всей страны годом рождения регионального законодательства.
20 марта 1994 года в Вологодской области состоялись выборы первого законодательного (представительного) органа. Напомню, что его первоначальное название было - Вологодская областная Дума. Но на первой же сессии 31 марта 1994 года Вологодская областная Дума была переименована в Законодательное Собрание Вологодской области.
Именно этот день стал началом существования самостоятельной законодательной власти Вологодской области.
Первый созыв Законодательного Собрания области состоял из 15 депутатов.
Депутатам этого созыва пришлось первыми осваивать новую для себя деятельность - законотворческую.
В июне 1994 года был принят первый закон области «О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области», а в сентябре - закон области «О выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления».
Конечно, в то время было сложно осваивать такие новые правовые понятия, как: принцип разделения властей, правовой статус субъекта РФ, соответствие регионального закона федеральному законодательству и многое другое.
Ситуация осложнялась еще и тем, что формировать законодательство области приходилось под влиянием неполноты федерального законодательства.
Законодательное Собрание области было вынуждено принимать собственные законы, восполняя пробелы правового регулирования на федеральном уровне.
Так, в 1994 году, на год раньше федерального законодателя, депутатами Законодательного Собрания области был принят закон «О местном самоуправлении в Вологодской области». Наш закон действовал ровно до урегулирования этого вопроса на федеральном уровне.
Историческим событием для нашей области стало принятие в 1995 году Устава области.
Устав Вологодской области является основным законом, имеющим высшую юридическую силу среди иных нормативных правовых актов области.
В соответствии с Уставом в 1995 году численный состав Законодательного Собрания был увеличен до 30 депутатов, а срок полномочий установлен 4 года.
В 1997 году в Устав области вновь внесены изменения, и численный состав депутатского корпуса увеличен до 34 депутатов.
С тех пор численность депутатского корпуса остается неизменной.
Уважаемые коллеги!
Давайте вспомним, в каких условиях работали первые депутаты. Это были годы тяжелейшей экономической ситуации: невыплата зарплат, пособий, потеря сбережений, закрытие предприятий.
Все это, конечно, накладывало отпечаток на законотворческую деятельность. Кроме того, сложные отношения складывались и с действовавшими тогда в области органами исполнительной власти.
Первые сессии Законодательного Собрания были чрезмерно политизированы, на них кипели нешуточные страсти, обсуждение вопросов часто перерастало в бурную полемику.
Преодолеть все трудности начала работы парламента удалось во многом благодаря мудрому руководству Геннадия Тимофеевича Хрипеля, который всегда находил компромиссные решения и избегал острых конфликтов.
С приходом в 1996 году к руководству областью Губернатора Вячеслава Евгеньевича Позгалева был налажен активный диалог и с областным Правительством.
Законодательная и исполнительная власть научились слышать и понимать друг друга, определять приоритеты развития региона, находить компромиссы в решении спорных вопросов.
Ведь у двух ветвей областной власти нет причин соперничать. Мы работаем ради одной главной цели – благополучия вологжан.
Работать в сложных политических условиях пришлось не только депутатам первого созыва.
Направления работы депутатов последующих созывов также определялись непростыми социально-экономическими условиями.
Именно тогда обеспечение социальных гарантий граждан стало и до сих пор остается главной темой работы депутатов Законодательного Собрания.
Конечно, принятие социальных законов в условиях сложной финансовой ситуации не могло проходить гладко.
Зачастую депутаты, имея различные взгляды на проблемы, подолгу не могли найти компромисс.
В целях преодоления разобщенности депутатов, выработки консолидированного мнения по законопроектам в мае 1996 года по инициативе череповецких депутатов в Законодательном Собрании создается депутатская группа «Вологодчина». Эта группа объединила в своем составе большинство депутатского корпуса.
Можно сказать, что это была первая попытка объединения депутатов. Именно на заседаниях этой группы закладывались первые шаги к диалогу с органами исполнительной власти.
Уже впоследствии произошла консолидация депутатов по партийной принадлежности, в 2005 году в Законодательном Собрании впервые были образованы депутатские фракции.
Нужно также отметить, что с первых шагов Вологодский парламент налаживал контакты с коллегами из соседних регионов.
В ноябре 1994 года по инициативе Законодательного Собрания состоялась учредительная конференция Северо-Западной Парламентской Ассоциации. Ее соучредителями стали 11 субъектов Российской Федерации. Они объединились для решения вопросов, представляющих общий интерес регионов, входящих в Северо-Западный федеральный округ.
В настоящее время Ассоциация обеспечивает активное взаимодействие субъектов Северо-Запада как на региональном, так и на международном межпарламентском уровне.
Постепенно складывалась система взаимоотношений и с органами местного самоуправления муниципальных образований области.
Для обмена опытом и в целях наиболее эффективного отстаивания интересов местного самоуправления в 2004 году при Законодательном Собрании Вологодской области был создан Совет представительных органов муниципальных образований области.
Особое внимание этого Совета уделяется усилению роли представительных органов в жизни области.
В прошлом году в день России мы провели Первый съезд депутатов Вологодской области всех уровней: от поселенческого до Государственной Думы РФ.
Такая форма взаимодействия сразу показала свою эффективность. В ходе разговора прозвучали важные предложения органов местного самоуправления по вопросам финансирования их полномочий, кадровых проблем в бюджетной сфере и по другим значимым темам.
Подчеркну, что нам необходимо вести постоянный диалог с депутатами представительных органов муниципальных образований, поскольку именно они - самая близкая населению власть, именно органы местного самоуправления в ежедневном режиме решают конкретные проблемы своих территорий и населения.
Уважаемые коллеги!С изменением экономической ситуации в стране и в области менялся и характер регионального законодательства в данной сфере.
Вопросы экономической политики, стратегии развития области, социальных гарантий, поддержки социально незащищенных категорий населения стали главными в областном законотворчестве периода 2000 - 2010 годов.
Значительный вклад в решение этих вопросов внес Николай Васильевич Тихомиров, который более 10 лет возглавлял Законодательное Собрание.
В 2003 году в стране кардинально меняется избирательная система выборов региональных парламентов: не менее половины депутатов должно избираться по партийным спискам.
Поэтому в декабре 2003 года в области впервые проведены выборы 17-ти депутатов по партийным спискам.
Действующий сегодня созыв Законодательного Собрания был избран на выборах в декабре 2011 года, и они также проводились по смешанной избирательной системе.
Сегодня депутатский корпус составляют представители 4-х партий, каждая из которых образовала в Законодательном Собрании свою фракцию: «Единую Россию» представляет 21 депутат, партию "Справедливая Россия" - 6 депутатов, КПРФ - 3 депутата, ЛДПР - 3 депутата, и 1 депутат не входит ни в одну из фракций.
Всего за 20 лет в Законодательном Собрании проработало 107 депутатов.
Уважаемые коллеги!
За время работы Законодательного Собрания области депутатами пройдено и сделано немало.
Нам удалось решить непростую задачу - создать региональное законодательство, регулирующее все сферы жизнедеятельности нашей области.
Эта масштабная задача была решена за исторически короткий срок. И решена она усилиями законодательной и исполнительной власти области.
За период с 1994 года проведено 250 сессий, принято более 3-х тысяч законов области, в том числе более 800 - по инициативе депутатов Законодательного Собрания.
Период с 1994 года до 2004 года характеризовался постоянным ростом числа принимаемых законов. Это объективно было связано со становлением областного законодательства.
Так, количество принимаемых за год законов выросло с 8 законов в 1994 году до 200 – в 2004 году, и до 300 – в 2013 году.
Что касается соотношения внесенных и принятых законодательных инициатив, то можно отметить, что количество отклоненных инициатив крайне невелико.
За 20-летний период на сессиях Законодательного Собрания депутатами было отклонено всего 11 законопроектов.
Следует особо отметить, что за все 20 лет Губернатор области отклонил лишь 9 законов, причем последний раз - 10 лет назад в 2004 году.
Это подтверждает согласованность позиций законодательной и исполнительной власти области и отсутствие противоречий в принимаемых Законодательным Собранием области законах.
Уважаемые гости, коллеги!Юбилейная дата - это не только повод для подведения итогов деятельности, но и взгляд в будущее.
Сегодня нам недостаточно просто принимать законы, парламент не должен быть просто «цехом» по производству законов.
Отдельного разговора заслуживает 20-летняя практика применения законов. Необходимо периодически проводить тщательный анализ того, что уже принято, чтобы посмотреть – насколько эффективны принимаемые законы, как они показали себя в реальной жизни, и что нужно сделать для совершенствования законодательства.
Решение этой задачи возможно только путем объединения усилий всех ветвей власти.
Сама подготовка к юбилею уже помогла заметно обновить подходы к правотворческой практике.
Это и начатая Законодательным Собранием области работа по мониторингу правоприменения, и, конечно же, подготовка самого первого Доклада о состоянии законодательства Вологодской области в 2013 году. Теперь мы планируем готовить такие доклады ежегодно.
Мониторинг правоприменения стал одним из приоритетов работы действующего созыва Законодательного Собрания области.
Так, если в 2011 году по инициативе депутатов вносилось только 13% законопроектов, то в 2013 году этот показатель достиг 42%.
Немаловажную часть законотворческой деятельности Законодательного Собрания составляет разработка проектов федеральных законов.
Начиная с 1994 года Законодательное Собрание области разработало и направило в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 166 законодательных инициатив.
К сожалению, процент их принятия Государственной Думой РФ невелик: только 13 из 166 внесенных нами законодательных инициатив были приняты Государственной Думой РФ.
Но сейчас ситуация начинает меняться.
Для налаживания взаимодействия между региональными парламентами и Федеральным Собранием Российской Федерации в мае 2012 года учрежден Совет законодателей, основная цель которого - обеспечить эффективное участие регионов в законотворческом процессе.
Активное содействие в продвижении наших законодательных инициатив нам оказывают заместитель председателя Совета Федерации Воробьев Юрий Леонидович и депутат Государственной Думы Российской Федерации Позгалев Вячеслав Евгеньевич.
Законодательное Собрание области ставит перед собой задачи более полного информирования граждан обо всех значимых вопросах и вовлечения гражданского общества в процесс обсуждения и принятия решений.
Ни один закон не будет эффективно работать, если не объяснить человеку, зачем и почему мы его приняли, что он даст конкретному гражданину.
Именно открытость парламента предоставляет депутатам возможность почувствовать настроение вологжан, выслушать их замечания и предложения.
С этой целью вот уже более десяти лет успешно функционирует официальный сайт Законодательного Собрания области.
За это время его посетили более 2,5 млн. человек, и количество посетителей растет с каждым годом.
Продолжая работу по обеспечению открытости власти, Законодательное Собрание области:
предоставляет возможность активным гражданам принимать участие в работе над законопроектами,
в целях обеспечения учета общественного мнения по инициативе прокурора области принят закон области «Об общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов Вологодской области»,
на общественное обсуждение выносятся все проекты, затрагивающие основные направления социально-экономического развития, а также права и свободы человека и гражданина,
на официальном сайте Законодательного Собрания открыты новые рубрики «Правовая консультация», «Площадка общественного диалога», «Обсуждаем законопроекты», «Карта ремонта и строительства дорог», «Наши опросы».
Так, в обсуждении законопроектов в 2013 году приняло участие более 12 тысяч вологжан.
В Законодательном Собрании организованы открытые трансляции сессий, правительственных часов и других значимых мероприятий.
Пользуется популярностью у вологжан и Интернет – приемная официального сайта: в 2013 году по сравнению с 2010 годом рост обращений по этому каналу связи вырос более чем в 3 раза, только за 2013 год поступило около 300 обращений граждан.
По оценке Санкт-Петербургского Института Развития Свободы Информации сайт Законодательного Собрания области в течение последних двух лет стабильно занимает третье место в рейтинге информационной открытости сайтов законодательных органов власти России. Коэффициент информационной доступности составил почти 90 процентов.
Некоторые рубрики переходят из интернет-пространства в реальную жизнь. Например, теперь правовую консультацию можно получить не только на официальном сайте, но и лично у специалистов Законодательного Собрания области. Для этого в Законодательном Собрании ежемесячно проводится единый день правового консультирования граждан.
В целях расширения доступа к информации о деятельности Законодательного Собрания мы приступили в 2013 году к изданию журнала «Парламентский диалог», в котором отражаются наиболее значимые события, публикуются интервью и мнения депутатов, отдельная страница посвящена деятельности представительных органов муниципальных образований.
В 2008 году был принят закон «Об Общественной палате Вологодской области», а в 2012 году для создания эффективного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Вологодской области был принят закон области «Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области».
Сегодня Общественная палата плодотворно и активно сотрудничает с Законодательным Собранием по вопросам законотворчества, а Уполномоченный по правам человека впервые в этом году представил Доклад о своей деятельности, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории области.
Депутаты областного парламента сегодня активно осваивают новые формы работы:
Начиная с 2013 года, традиционно проводятся «парламентские дни», в ходе которых парламентарии посещают муниципальные районы, сельские поселения. Эффективность этих мероприятий очевидна: мы на местах обсуждаем с населением проблемы, которые носят системный характер и требуют решения на законодательном уровне.
Такая форма работы, как «Правительственный час» существует давно, но за последние 2 года он проводится регулярно. В рамках правительственного часа заслушиваются отчеты Правительства, обсуждаются сложные вопросы и проблемы нашей области.
В 2013 году изменился и формат работы над основным финансовым документом области – областным бюджетом.
Впервые в рамках перехода к формированию программного бюджета были проведены «нулевые чтения». Все депутаты участвовали в обсуждении государственных программ, на основании которых и был сформирован бюджет 2014 года.
Также впервые в прошлом году вологжанам был предложен «Открытый бюджет», где в простой форме были изложены основные параметры областного бюджета.
К активному участию в политической жизни общества мы привлекаем и молодежь области.
Наша задача - добиться того, чтобы Вологодская область стала лидером по развитию молодежного парламентского движения.
Сегодня созданный при Законодательном Собрании Молодежный парламент активно участвует в мероприятиях, в том числе реализует собственные проекты.
Кроме того, созданы и действуют муниципальные молодежные парламенты в Вологде, Череповце и в большинстве районов области.
Эффективная работа молодежных парламентов способствует повышению интереса молодежи к деятельности Законодательного Собрания, к законотворческому процессу.
Уже сейчас, несмотря на непродолжительный период их деятельности, представители молодежных парламентов становятся главами поселений, занимают ведущие должности муниципальной службы. Только за прошлый год пятеро из них были избраны депутатами представительных органов муниципальных образований.
Уважаемые коллеги и гости!
Сегодня на первый план работы парламента выходит самая важнейшая функция – воплотить в жизнь принцип «обратной связи» законодателей с населением, связать законы с гражданами, для которых они пишутся.
И на первом месте, считаю, всегда были и должны оставаться социальные законы. Именно они наиболее ощутимы и значимы для наших граждан.
В сфере социальной защиты находятся дети, многодетные семьи, малоимущие граждане, пенсионеры, ветераны, безработные. Более 400 тысяч жителей Вологодской области получают различные меры социальной поддержки и социальные услуги.
Наш бюджет на протяжении последних лет имеет строго социальную направленность – расходы на социальную сферу составляют около 70%.
Сегодня область находится в сложном финансовом положении.
Это неизбежно сказывается на социальной обстановке и вызывает обеспокоенность граждан.
В таких непростых экономических условиях и при значительном объеме государственного долга области самыми главными задачами на ближайшую перспективу являются:
· сохранение социальной стабильности,
· недопущение сокращения объема мер социальной поддержки граждан,
· оказание адресной материальной помощи.
Уважаемые коллеги!
Деятельность парламента становится сегодня одной из самых обсуждаемых тем. В ближайшие годы роль правотворчества будет расти. Мы все должны быть к этому готовы.
Здесь все партии должны вносить свой вклад, организуя экспертное обсуждение законопроектов, а затем и разъяснение гражданам новых решений.
Завершая, отмечу, что законодательство никогда не меняется само по себе. Его меняют люди, избранные другими людьми для того, чтобы представлять их интересы.
И с принятием закона (особенно в социальной сфере!) работа парламента заканчиваться не должна.
Наоборот, для всех нас наступает важный этап, и все большая роль отводится вопросам мониторинга правоприменения.
Уважаемые гости и коллеги!
Работа Законодательного Собрания – это работа коллегиального органа.
Поэтому считаю своим долгом высказать слова признательности и благодарности каждому депутату всех созывов за внесенный ими вклад в развитие парламентаризма и становление законодательства области.
И конечно, выражаю искреннюю благодарность Губернатору области Олегу Александровичу Кувшинникову, членам Совета Федерации – Юрию Леонидовичу Воробьеву, Николаю Васильевичу Тихомирову, депутатам Государственной Думы Российской Федерации – Вячеславу Евгеньевичу Позгалеву, Сергею Генриховичу Каргинову, Правительству области за конструктивное и эффективное сотрудничество.
Мы искренне ценим участие в законодательном процессе прокурора Вологодской области Сергея Николаевича Хлопушина, председателя Вологодского областного суда Владимира Степановича Шепеля, начальника управления Министерства юстиции РФ по Вологодской области Анатолия Александровича Хвостова.
И, конечно же, я хочу отметить квалифицированную работу аппарата, который на протяжении всей деятельности парламента успешно обеспечивает деятельность депутатов Законодательного Собрания.
Желаю всем успехов, мудрости в принятии решений и дружной, слаженной работы!