25 января парламентарии Архангельской, Новгородской, Ленинградской областей, Республики Коми, Ненецкого АО, Карелии и Санкт-Петербурга собрались в Вологде, чтобы обсудить пути и проблемы модернизации образования. Разговор состоялся в Законодательном Собрании области, где прошло заседание комитета по образованию, науке и высшей школе Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР). Символично, что проблемы образования депутаты обсудили в день основания старейшего учебного заведения России - Московского университета.
С теплыми словами приветствия к коллегам из других регионов обратился спикер областного парламента Николай Тихомиров. Комитет ПАСЗР после региональных выборов впервые собрался в новом составе, и Николай Тихомиров выразил надежду, что парламентарии со свежими силами поднимут работу комитета на новый качественный уровень.
В заседании комитета приняла участие и бывший депутат ЗСО Мария Оглуздина, которая на протяжении ряда лет возглавляла комитет по образованию, науке и высшей школе Парламентской Ассоциации. Председатель комитета ПАСЗР Наталия Рябова отметила значительный вклад, который внесла Мария Григорьевна в укрепление межпарламентских связей в Северо-Западном округе, и от имени всех членов комитета вручила ей цветы.
Само словосочетание «Реформа образования» стало настолько устойчивым, что даже специалисты не могут вспомнить, когда оно впервые вошло в обиход, но все едины во мнении, что настоящие изменения к лучшему в системе образования начались лишь после того, как с 1 января 2006 года был запущен приоритетный национальный проект. В основе происходящих изменений два главных принципа. Первый – «Государство должно платить за качество образования» и второй – «Качественное образование должно быть доступно вне зависимости от места проживания обучающегося».
Выступая перед участниками форума, и.о. начальника департамента образования Вологодской области Елена Рябова подтвердила, что в Вологодской области эти принципы тоже соблюдаются. В ходе реформирования системы образования пришлось решать ряд попутных задач. К примеру, создавать свою, региональную систему оценки качества образования, переходить к системе подушевого финансирования, которая подразумевает, что школа финансируется в совокупном объеме средств, выделяемых на каждого ученика в отдельности. Однако, чтобы такая система не сказалась отрицательно на работе сельских малокомплектных школ, было принято решение финансировать их работу по фактическим затратам. На решение этих и других вопросов предусмотрены солидные средства. Елена Рябова отметила, что за последние пять лет расходы из бюджета области на систему образования возросли более чем в два раза и превышают 7 миллиардов рублей в год.
«Сегодня мы можем утверждать, что у нас в области создана достаточная сеть образовательных учреждений. Фактически у нас учится каждый четвертый вологжанин» - отметила и.о. начальника департамента образования.
Вместе с тем, как было признано членами комитета, темп процессу реформирования образования на Северо-западе задает Санкт-Петербург. В городе на Неве раньше всех перешли на подушевое финансирование, и, благодаря полной загруженности школ, это дало свои результаты. Квалифицированный питерский учитель с большим стажем работы получает заработную плату в размере 30-40 тысяч рублей. Но у «Петербургского пути» образовательной реформы есть и своя обратная сторона. Для того чтобы иметь возможность, в том числе и повысить зарплату учителям, во многих учебных заведениях отказались от психологов, социальных педагогов. Было проведено сокращение педагогического состава. По мнению специалистов образования нашей области, у петербуржцев можно учиться и на ошибках.
Своим опытом по реформированию образовательной системы поделились и депутаты из других регионов. Член комитета по социальной политике Новгородской областной Думы Анатолий Гавриков отметил, что процесс перехода школ на хозяйственную самостоятельность в Новгородской области начался давно и мог бы давать лучшие результаты, если бы в Москву и Петербург не уезжали лучшие специалисты. Подчас реформировать образование на местах просто некому. Вместе с тем, отметил депутат, на уровне Правительства России есть понимание, в каком направлении надо решать вопрос:
«Приятно было слышать слова вице-премьера Дмитрия Медведева, который подчеркнул основополагающий принцип – обучающийся должен иметь возможность получить качественное образование там, где проживает. На наш взгляд, это очень важно».
Общее мнение об оживленном, заинтересованном диалоге выразил заместитель председателя Комитета Государственного Совета Республики Коми по социальной политике Вячеслав Федорович:
«Вологодский опыт в реформировании системы общего образования интересен и достоин всестороннего изучения. Однако вне формата обсуждения остался вопрос о реформировании системы начального профессионального образования. Северо-запад сегодня в ожидании мега-проектов, которые, так или иначе, затронут все регионы. И потребность в квалифицированных рабочих кадрах будет высока. Возможно, это станет очередной темой обсуждения Парламентской Ассоциации».
В ходе работы комитета депутаты посетили Вологодский «Центр оценки качества образования», а также «Вологодскую областную кадетскую школу-интернат» в Соколе.
В решении комитета депутаты отметили: «Рекомендовать законодательным органам государственной власти субъектов РФ – членам ПАСЗР использовать представленный в информациях положительный опыт работы при решении вопросов о реализации в регионах Северо-Западного федерального округа комплексных проектов модернизации образования».
Пресс-служба Законодательного
Собрания области.
30.01.2008 года
© Законодательное Собрание Вологодской области При использовании информации ссылка на источник обязательна |
Количество просмотров: 3373 |