На пути к гражданскому обществу
На 173 сессии Законодательного Собрания области депутаты намерены рассмотреть инициированный Губернатором области законопроект «Об Общественной палате Вологодской области». О том, насколько полно новый общественный орган будет отражать интересы граждан, рассказывает председатель профильного комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, вице-спикер Владимир Буланов.
Владимир Викторович, каковы были предпосылки с появлению такого закона в нашей области? Сегодня это дань моде или реальная необходимость?
Это не простой вопрос. Во все времена власть находится в состоянии ответа на вопрос, насколько ее действия отвечают требованиям и надеждам людей. То есть всегда была актуальной проблема обратной связи. Это, во-первых. А во-вторых, всегда решался вопрос о том, насколько обоснованно и взвешенно власть принимает решения. Для того, чтобы не совершать ошибок на стадии разработки ответственных решений, власть всегда старается максимально учесть нужды граждан. У этого текущего взаимодействия много форм. И одной из таких проверенных форм работы является Общественная палата, которая на добровольной основе объединяет представителей общественных организаций. То есть, в Общественную палату входят люди с активной гражданской позицией, те, кто готов работать на результат, чтобы замечания и предложения граждан были учтены на стадии подготовки социально важных решений. Такое сотрудничество позволяет избегать ошибок, которые иногда совершает власть при принятии решений.
Очень важно, кто будет состоять в Общественной палате нашей области. Согласно проекту закона палата будет формироваться из 45 членов, 15 из которых будут утверждаться решением Губернатора области, 15 человек будут представлять различные общественные объединения и утверждаться решением депутатов областного парламента, и еще 15 будут представлять общественные объединения из муниципальных образований области.
Нет ли здесь противоречия? С одной стороны Общественная палата в ряде случаев должна будет рекомендовать власти те или иные варианты решений. А с другой стороны часть членов общественной палаты и назначается этой властью. Будет ли такая палата по-настоящему независимой?
Проблема того, как сделать подобные общественные органы независимыми действительно существует. И при рассмотрении закона мы должны заложить максимально независимую схему формирования палаты. Но заметьте, по аналогии с федеральной Общественной палатой, Президент хотя и назначает ее членов, но только по предложению и рекомендации общественных организаций, которые таким образом делегируют своих представителей. Я полагаю, что вот эта обязательная консультация с общественными организациями отчасти снимает проблему зависимости членов общественной палаты. Считаю, что и нам в областном законе нужно заложить эту норму, хотя в проекте закона она пока не просматривается. Впоследствии, в развитие этого закона мы должны будем определить четкий порядок назначения членов общественной палаты и закрепить его нормативным актом – Постановлением Законодательного Собрания о порядке отбора кандидатов в общественную палату. И обязательно на конкурсной основе.
Одной из форм работы палаты станет гражданская экспертиза законопроектов. Членами общественной палаты станут уважаемые люди, но не обязательно юристы. Каким же образом Общественная палата будет давать оценку, анализировать проекты законов?
Действительно, в общественных организациях подчас нет квалифицированных юристов и тем более специалистов в той отрасли в которой призван работать тот или иной закон. Но этот момент учтен и в федеральном законе и в проекте нашего областного закона. Когда мы говорим о том, что в Общественной палате граждане будут работать на общественных началах, мы имеем ввиду, что заработную плату они получать не будут. Но это не значит, что не будет расходов. По приблизительным расчетам на функционирование этого общественного органа потребуется примерно полтора миллиона рублей в год. Эти деньги пойдут на аренду помещений, на транспортные расходы, на командировки, и, что особенно важно, эти средства можно будет использовать на то, чтобы нанимать профессиональных экспертов любого уровня.
Будет ли Общественная палата заниматься правами человека. Например, защитой интересов и прав военнослужащих, обманутых инвесторов и так далее?
В проекте закона четко записано, что Общественная палата будет работать с заявлениями и обращениями граждан на любую тему. Что же касается прав и свобод человека, то, я считаю, что это одно из главных направлений работы этого общественного органа.
Еще раз хочу подчеркнуть – наиболее высокоразвитым гражданское общество считается тогда, когда в процессе управления государством через самые разные формы принимает решение как можно большее количество людей. Тем самым усиливается доверие к принимаемым решениям. Но самое главное состоит в другом. Социологи отмечают как особенность, что в России народ всегда относился и относится к власти с подозрением и недоверием. Так вот, участие как можно большего количества людей в принимаемых решениях будет повышать доверие к власти. Я считаю, что это даже важнее, чем профессиональная правовая экспертиза правовых актов.
Смогут ли участвовать в заседаниях общественной палаты первые лица области?
Общественная палата нашей области должна будет определить порядок своей работы своим нормативным документом, принять свой регламент. На мой взгляд, присутствие первых лиц области на заседаниях палаты не должно быть обязательным. Конечно, члены общественной палаты смогут приглашать руководителей области высшего звена на свои заседания.
Пресс-служба Законодательного Собрания области
25.01.2008 года
© Законодательное Собрание Вологодской области При использовании информации ссылка на источник обязательна |
Количество просмотров: 2055 |