Участие в тематическом заседании приняли депутат Законодательного Собрания Алексей Маслов, заместитель губернатора Михаил Глазков, глава района Сергей Селянин, директор Тотемского политехнического колледжа Ольга Белозёрова, руководители предприятий, активисты тотемских общественных организаций.
Как было отмечено, сегодня практически все муниципалитеты испытывают нехватку специалистов как высшего, так и среднего звена. В последние годы на федеральном и областном уровнях работают программы поддержки целевиков, выплачиваются подъёмные для молодых специалистов, приезжающих на село. С 2018 года в здравоохранении единовременные выплаты получают не только врачи – один миллион рублей, но и фельдшеры - 500 тысяч.
По инициативе губернатора введена ежемесячная выплата в сумме 10000 рублей в течение трёх лет участковым врачам-терапевтам и врачам-педиатрам. В дополнение к федеральной программе «земский учитель» приезжающие в провинциальные школы учителя могут рассчитывать на ЕДВ в 500 тысяч рублей. Такая же поддержка утверждена и для молодых специалистов агропромышленного комплекса, гарантированы субсидии на строительство жилья.
Однако выпускники вузов и техникумов, которые могут заполнить кадровые пробелы в этих и других сферах, предпочитают трудоустраиваться не на селе, а в больших городах. Причем даже тогда, когда получают специальность на малой родине, в модернизированных учебных заведениях.
«Раньше было много сложностей в системе среднего образования. Но благодаря работе, которая ведётся на уровне Правительства области, национальным проектам, повсеместно модернизируются не только школы, но и учреждения среднего профобразования. Создаются площадки для демонстрационных экзаменов, чтобы обучающиеся на практике показали свой профессионализм. Это сделано с учётом мнений работодателей, которые желают получать специалистов, «натасканных» не теоретически, а практически. В Тотемском политехническом колледже по национальному проекту «Образование» к 2024 году появятся четыре современные мастерские по направлению «Сельское хозяйство» вдобавок к уже имеющейся достойной материально-технической базе. Потребность в специалистах среднего звена есть, зарплаты хорошие. Надо выяснить: что необходимо сделать ещё, чтобы молодёжь выбирала рабочие специальности, а выпускники шли трудиться на предприятия на местах и закреплялись на селе», - отметил депутат Законодательного Собрания области, член фракции «Единая Россия» Алексей Маслов.
Эксперты отметили, что для этого на должном уровне следует вести профориентационную работу. Ведь только 30 % выпускников колледжа - специалисты среднего звена – трудятся по профессии.
«Вспомните, раньше родители подталкивали детей поступать в вузы где угодно и стараться устраиваться в городах - мол, дома никакой перспективы. Мы сами упустили целое поколение, а теперь пожинаем плоды. Поэтому надо начинать с семьи, с первых классов приучая к труду, - поделился мнением руководитель ООО «Нива» Андрей Бабиков. - Заработная плата в отрасли сельского хозяйства хорошая. Но из разговоров с молодыми специалистами знаю, что в деревне важна и инфраструктура –нормальные дороги, учреждения социальной сферы, услуги. Пока это не развито, заманить на село человека трудно».
При этом в сельском хозяйстве, педагогике и медицине заработок выше среднего. Плюс поддержка со стороны федерального и областного бюджетов в виде подъёмных и доплат стипендиатам. По словам участников заседания, сельские специальности перестали считаться престижными.
Раньше все ученики и студенты в обязательном порядке отрабатывали практику, ездили в колхозы на уборку льна, в школах был спецпредмет – общественно-полезный труд – подрастающее поколение приучали трудиться с детства.
«Говорить о том, что школьники не имеют представления о ручном труде, нельзя. Там ведутся уроки технологии, во многих образовательных учреждениях сохранено оборудование, станки, но нет педагогов, которые могли бы научить мальчиков плотничать и слесарить, как это было раньше, а девочек – шить и готовить. Вернуть это возможно. Проблема в другом. Сейчас мы не имеем права заставлять детей работать вне учебного процесса. Сложно их и допускать на производство – федеральное законодательство о защите прав ребёнка не позволит. Из-за этого и работодатели не могут предоставить подросткам возможность подработать. Все бы и рады помочь, и зарплату предусмотреть, да жёсткие требования не дадут это сделать», - добавила начальник управления образования Валентина Горчагова.
Участники круглого стола пришли к выводу, что при наличии вакансий и возможности обучаться, в первую очередь необходимо обратить внимание на традиции воспитания, приучая к труду с ранних лет.
«Основная проблема, как видим, в целеполагании. Надо понимать, для чего мы учим детей в школе, техникумах, вузах. Задача в том, чтобы не только вырастить гармонично развитую личность, но и сделать человека специалистом, который проявится, если станет трудиться по профессии. Следует доказывать юношам и девушкам, что рабочая специальность поможет стать уважаемым человеком на малой родине, а не кем-то в большом городе. Поэтому приучать к труду надо с ранних лет. В своё время в школах была и производственная практика, и профильное обучение. Надо системно и последовательно их возвращать. Есть моменты, которые препятствуют возврату трудового воспитания. Но всё, что касается профориентационной работы на уровне Правительства области, будем продолжать, прилагая максимум усилий. И главное - будем выходить с инициативой на федеральный уровень по поводу изменения законодательства в этой области», - подвёл итог Михаил Глазков.
По материалам газеты «Тотемские вести»
12.08.2021 года
© Законодательное Собрание Вологодской области При использовании информации ссылка на источник обязательна |
Количество просмотров: 5682 |