12 января, по инициативе председателя постоянного комитета ЗСО по образованию, культуре и здравоохранению Людмилы Ячеистовой, в областном парламенте состоялся круглый стол на тему введения общественно-государственного управления в школах.
    События    12 января, по инициативе председателя постоянного комитета ЗСО по образованию, культуре и здравоохранению Людмилы Ячеистовой, в областном парламенте состоялся круглый стол на тему введения общественно-государственного управления в школах.

/upload/medialibrary/6a1/6a115aa6aad1b5b0ed670abf0d39eb37.jpg12 января, по инициативе председателя постоянного комитета ЗСО по образованию, культуре и здравоохранению Людмилы Ячеистовой, в областном парламенте состоялся круглый стол на тему введения общественно-государственного управления в школах. В работе круглого стола приняли участие депутаты Законодательного Собрания области, представители Общественной палаты, управления образования области, директора школ, председатели общешкольных родительских комитетов города Вологды, представители средств массовой информации. Это заседание состоялось в преддверии общественных слушаний, которые намечены на 17 января и будут посвящены новому проекту закона «Об образовании в Российской Федерации». 

Открывая работу круглого стола, Людмила Ячеистова подчеркнула, что введение общественно-государственного управления в школах - это не новое законодательное /upload/medialibrary/f9e/f9e495e358deebd89c91160891649a65.jpgтребование. Идея общественного управления в школах была заложена и в законе от 1992 года. Только реализация этой идеи столкнулась с правовыми пробелами. Не были определены законодательно права и обязанности различных институтов общественного управления системой образования, к примеру, полномочия и ответственность родительских комитетов.

«Сегодня, когда мы говорим о том, что система школьного и профессионального образования должны быть открыты для общества и что в процессе образования и воспитания на равных должны участвовать и учителя, и родители, и дети, мы должны всерьез говорить и о создании системы государственно-общественного управления в образовании. По существу общество делает заказ образованию – воспитать и обучить гражданина России. Исполнителем этого заказа общества является система образования. Над системой образования есть надстройка в виде исполнительных органов власти. Сегодня нам абсолютно четко понятно, чем должны заниматься государственные органы власти по управлению системой образования – не диктовать, а помогать. Советы, попечительские советы, молодежные парламенты. Не важно, как будет называться форма общественного управления. Важно определить на законодательном уровне, каковы их права, обязанности, чем они должны заниматься, как регулировать процесс так, чтобы общественное управление в школе стало одновременно и помощником, и контролером», -подчеркнула Людмила Ячеистова.

/upload/medialibrary/548/548696c55fb74db51b0d672d65468754.jpgБолее полутора часов продолжался заинтересованный обмен мнениями. В ходе дискуссии были подняты вопросы открытости в работе учебных заведений области, была дана оценка разработанной управлением образования концепции государственно-общественного управления образованием в Вологодской области. Ирина Михайлова, директор средней образовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №8 г. Вологды, высказала свое мнение:

«От имени всех директоров школ и от себя лично хочу поблагодарить за создание этой концепции департамент образования Вологодской области. Это наболело и давно назрело. Этот документ соединил в себе все наработки в федеральной и региональной законодательной базе. Концепция государственно-общественного управления образованием в Вологодской области – это основная идеология, по которой будет осуществляться управление школой с учётом разработанных мероприятий. Если мы говорим о том, что в образовательном процессе в равных условиях работают учитель, ученик и родитель, то одними родительскими комитетами обойтись нельзя. Значит нужны и новые общественные организации, управляющие этим процессом. Возможно, это будут управляющие советы, либо советы школы. Название не важно, важнее, чтобы в нём были представители от всех участников образовательного процесса»/upload/medialibrary/f77/f77dccf84ed856afb31056f8b3052171.jpg.

Елена Рябова, начальник Департамента образования ВО:

– Тема государственно-общественного управления в образовании обсуждается уже давно. Есть концепция создания советов образовательных учреждений, чтобы привлечь общественность к оценке качества работы учителей и руководителей школ. Первая составляющая этой концепции – открытость финансовой деятельности учреждения. Это подразумевает открытость публичных отчетов – вся информация о нормативной базе, об учителях, их квалификации, о результатах работы школ должна быть на их сайтах. К началу года только 77 школ имели сайты.

Термин «государственно-общественное управление» можно понимать по-разному. В основе такого управления лежит взаимодействие государства, образовательных учреждений и общественности. Но при его реализации возникают определенные проблемы. В частности, готовы ли директора школ сделать свои учреждения открытыми? Еще одна проблема – психологическая. Она касается умения руководителя взаимодействовать с советами.

Марина Денисова, заместитель председателя комитета по образованию, культуре и здравоохранению:

– Предлагаю в модель организационной структуры внести понятие – «общественно-экспертная комиссия», которая бы действовала на всех уровнях – от муниципальных до регионального. Мы в комитете изучили опыт других регионов и увидели, что в такие комиссии представители различных организаций включаются на конкурсной основе. Это позволяет всем ее членам работать профессионально и эффективно и ограничивает доступ случайных людей.

Валентина Староверова, директор МОУ «Рабангская СОШ» Сокольского района:

– У нас в школе уже два года работает управляющий совет, и мне, как руководителю, работать с ним намного проще. В совете соблюден паритет всех участников образовательного процесса, а возглавляет его глава поселения. Хочу сказать, что концепция хорошая, только нужно тщательно проработать ее положения, чтобы они не противоречили друг другу, и основательно продумать взаимодействие структур государственно-общественного управления.

Сергей Норкин, замруководителя ВРОД «Родительский комитет»:

– Я работал в группе, которая приступила к формированию этой концепции. По сути, она просто предполагает расширения и углубление участия общественности в жизни школ. Поэтому мне кажется, будет правильнее и называть это концепцией расширения и углубления участия общественности в сфере образования. Во-вторых, следует обозначить, какие именно государственные полномочия исполняют эти общественные структуры. Ведь члены советов не являются государственными служащими, поэтому не вполне понятно употребления термина «государственное управление».

Юрий Базанов, председатель комиссии Общественной палаты по науке, образованию, и культуре:

– Создается ощущение, что концепция предполагает контроль системы образования. Но ведь контроль – это только одна из функций управления. Мне кажется, не надо так упрощать. Хотелось бы сориентировать эту концепцию на решение тех целей, которые изложены в стратегии развития системы образования.

Участники круглого стола поддержали предложение Людмилы Ячеистовой о начале разработки регионального закона «О государственно-общественном управлении региональной системы образования».

Пресс-служба Законодательного Собрания области

12.01.2011  года


© Законодательное Собрание Вологодской области
При использовании информации ссылка на источник обязательна

Количество просмотров: 3322

RSS
Рекомендовать материал




Интернет-приемная

Подписаться на рассылку