Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений " обсудили депутаты комитета по бюджету и налогам на заседании 19 января. Депутаты отметили, что законопроект направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также в целях создания условий и стимулов для федеральных органов исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети.
«Существующая в Российской Федерации система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности для предоставления государственных и муниципальных услуг. По сути, органы публичной власти просто осуществляют содержание существующей системы бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг. При этом общее количество учреждений, входящих в указанную систему, весьма велико - на федеральном уровне по состоянию на 1 апреля 2009 года насчитывается 25287 учреждений (без закрытой части), на региональном и муниципальном уровнях по состоянию на 1 января 2009 года - 302660 учреждений», - прокомментировал необходимость изменений заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Алексей Канаев.
Действительно в существующем правовом статусе у бюджетных учреждений отсутствуют стимулы к оптимизации и повышению эффективности, что вызвано в первую очередь сметным финансированием от фактически сложившихся расходов. Высока степень закрытости управления большинства бюджетных учреждений - как от рядовых сотрудников этих учреждений, так и от иных граждан - потребителей государственных (муниципальных) услуг.
При этом фактически большинство бюджетных учреждений уже включены в хозяйственный оборот и получают достаточно высокие доходы от приносящей доход деятельности. Так, в 2008 году из 9997 федеральных бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги юридическим и физическим лицам, 3786 учреждений (37,9% от их общего числа) имели долю доходов от приносящей доход деятельности в общем объеме их финансового обеспечения более 40%, в том числе 1030 учреждений полностью финансировались за счет таких доходов. Указанные учреждения в основном относятся к таким сферам как образование, здравоохранение, наука и культура.
Однако на практике более чем за два года, прошедших с момента вступления в силу Федерального закона "Об автономных учреждениях», на федеральном уровне было создано только четыре автономных учреждения. На региональном уровне создание автономных учреждений идет более активно, но лишь в тех субъектах Российской Федерации, в которых внедряются современные модели управления бюджетной системой (Тюменская область, Красноярский край, Краснодарский край, Республика Татарстан, и др.).
Ускорению процесса создания и функционирования автономных учреждений, в том числе на федеральном уровне, препятствует ряд факторов, в том числе неоправданно сложная процедура создания автономных учреждений (требуется принятие Правительством Российской Федерации индивидуальных решений по каждому учреждению) и опасения руководителей большинства бюджетных учреждений по поводу организационных и иных трудностей, связанных с переходом в автономное учреждение.
Соответственно, ранее закрепленные правовые механизмы не были реализованы на практике, что не позволило решить проблемы оптимизации бюджетной сети.
В связи с этим предлагается:
1. Изменить правовое положение существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования и создать условия и стимулы для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности, в том числе:
- изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания;
- предоставить право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
- устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав.
Согласно законопроекту типами государственных и муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные, для каждого из которых предусмотрен свой механизм финансового обеспечения.
В ходе обсуждения депутаты поддержали концепцию данного законопроекта и предложили для выработки единой позиции направить все замечания и предложения по данному вопросу в профильный комитет по экономической политике и собственности.
Внимательно ознакомились депутаты с информацией Контрольно-счетной палаты Вологодской области о "Проверке эффективности использования средств областного бюджета в 2007-2009 годах в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения Вологодской области на период 2006-2011 годов" и долгосрочной целевой программы "Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения Вологодской области на период 2009-2011 годов". С глубокой озабоченностью отметили парламентарии, что при уменьшении финансирования программы в 2009 году на 6%, введено в эксплуатацию дорог протяженностью в 7,5 раз меньшей, чем планировалось. На 28,4% меньше и отремонтировано дорог. Выслушав объяснения представителя профильного департамента, депутаты решили вернуться к данному вопросу еще раз в рамках рассмотрения итогов исполнения областного бюджета за 2009 год.
В ходе заседания, депутаты выработали единую позицию и по ряду других вопросов повестки дня.
Пресс-служба Законодательного Собрания области
20.01.2010 года
© Законодательное Собрание Вологодской области При использовании информации ссылка на источник обязательна |
Количество просмотров: 2118 |