9 декабря состоялась 197-я сессия Законодательного Собрания области, ключевым вопросом которой стало рассмотрение проекта закона области «Об областном бюджете на 2010 год».
Перед началом сессии у здания областного парламента был развернут пикет учителей, протестующих против понижения уровня заработной платы. Посоветовавшись с депутатами, председатель Законодательного Собрания Николай Тихомиров принял решение пригласить представителей пикета в зал заседаний парламента для участия в работе сессии.
Предваряя работу сессии, по установившейся традиции, председатель Законодательного Собрания области Николай Тихомиров тепло поздравил с Днем рождения депутата Александра Цымбалова, пожелал коллеге крепкого здоровья, оптимизма и реализации всех намеченных планов.
За активную и плодотворную деятельность в ПАСЗР и внесённый существенный вклад в укрепление связей между законодательными органами государственной власти субъектов РФ и в связи с 15-летием образования Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, Николай Тихомиров вручил Почетную грамоту Парламентской Ассоциации Северо-Запада России депутату Наталии Рябовой.
От имени депутатов и от себя лично спикер областного парламента поблагодарил за работу Председателя Контрольно-счётной палаты Александру Шустикову, которая в связи с выходом на заслуженный отдых сложила полномочия руководителя областной Контрольно-счетной палаты.
Первым вопросом на сессии депутаты рассмотрели проект закона области «Об областном бюджете на 2010 год». Рассмотрению вопроса предшествовали непростые консультации с Правительством области, всестороннее обсуждение законопроекта в постоянных комитетах областного парламента, состоявшиеся открытые парламентские слушания. К рассмотрению законопроекта в окончательном варианте депутаты подошли с пониманием, что бюджет 2010 года будет едва ли не самым сложным в новейшей истории области. Никогда еще промышленность области не теряла объемы производства в таком масштабе и такими темпами.
Представляя законопроект, перед депутатами выступил начальник департамента финансов области, первый заместитель Губернатора Сергей Тугарин, который напомнил, что в ходе рассмотрения главного финансового документа области во втором чтении предусматривается утверждение расходов областного бюджета по разделам, подразделам и целевым статьям, определение объемов финансовой помощи местным бюджетам, распределение бюджетных ассигнований по главным направлениям и распорядителям средств областного бюджета, а также объем предоставления кредитов из областного бюджета местным бюджетам. Сергей Тугарин еще раз остановился на макроэкономических показателях бюджета:
ДОХОДЫ планируются в сумме 25 404,1 млн. рублей.
РАСХОДЫ - 31 383,6 млн. рублей.
ДЕФИЦИТ - 5979,5 млн. рублей.
Первый заместитель Губернатора отметил, что в процессе подготовки ко второму чтению была проведена большая работа как органами исполнительной власти, так и постоянными комитетами Законодательного Собрания. Сергей Тугарин поблагодарил областных парламентариев за понимание, которое проявили депутаты в ходе работы над бюджетом. Уделяя особое внимание расходам областного бюджета, Сергей Тугарин подчеркнул, что безусловным приоритетом остается выполнение взятых публичных обязательств, полномочий, определенных федеральным и областным законодательством. Первый заместитель Губернатора подчеркнул, что первоочередное внимание органы исполнительной власти будут уделять оптимизации расходов. Задача стоит в 2010 году добиться экономии бюджетных расходов по сравнению с текущим годом в среднем на 15%.
В течение нескольких недель предложения и поправки депутатов по проекту областного бюджета на 2010 год обобщались в постоянном комитете по бюджету и налогам. Выступая перед депутатами, председатель комитета, заместитель председателя Законодательного Собрания области Владимир Сверчков в частности сказал:
«Всего в ходе работы над законопроектом во втором чтении в комитет поступило 57 поправок, из них поддержано 54, отклонено 3. Рассмотрение поправок в комитете проходило при участии профильных комитетов и представителей Правительства области. Фактически были учтены предложения всех комитетов Законодательного Собрания области.
Большое внимание при рассмотрении расходов бюджета мы уделили финансированию сельского хозяйства. В бюджетном послании Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева перед органами власти поставлена задача обеспечить максимально эффективное использование ресурсов. Вместе с тем, по нашему мнению, в части финансирования целевых программ в данном направлении имеются резервы. Несомненно это касается и программы развития яичного птицеводства, программы развития льняного комплекса и других. Комитет по бюджету и налогам в течение следующего года будет осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств в данной сфере и проведет содержательный анализ достигнутых результатов» .
Свое отношение к закону области высказали руководители фракций политических партий в Законодательном Собрании области.
Руководитель фракции «Единая Россия» Людмила Ячеистова выразила мнение большинства депутатов:
«Принятию бюджета области на 2010 год предшествовала очень большая и напряженная работа всего депутатского корпуса и, в первую очередь, депутатов фракции «Единая Россия» совместно с Правительством области по изучению и поиску вариантов объективного подхода к финансированию основных сфер нашей жизни.
Депутаты фракции «Единая Россия» провели немало встреч с педагогическими коллективами, руководителями, профсоюзными лидерами, членами Общественной палаты. По итогам работы нами были заданы наиболее актуальные вопросы, волнующие, прежде всего, наших избирателей, Губернатору области, на которые были даны честные и объективные ответы на встрече с депутатами накануне сессии.
Хочу отметить, что за время работы над проектом бюджета области удалось решить ряд социально значимых вопросов. Так, депутаты фракции «Единая Россия» вышли с предложением к Губернатору области о сохранении финансирования проездного студенческого билета для «отличников» и «хорошистов», о сохранении единовременных выплат семьям, в которых родились вторые и последующие дети, об увеличении финансирования ФАПов на селе, о снижении налогооблагаемой доходной базы при переходе индивидуальными предпринимателями на патентную систему и так далее. Все эти предложения были оперативно рассмотрены Губернатором, поддержаны и нашли отражение в проекте бюджета.
Позиция фракции «Единая Россия» состоит в том, что бюджет 2010 года оптимально сбалансирован с учетом прогнозных показателей его доходной базы. Мы бы очень хотели, чтобы доходная и расходная базы были в два раза больше. Но, к сожалению, мы имеем то, что имеем. Нужно реально оценивать ситуацию.
Бюджетное планирование базируется на консервативном сценарии развития области. На наш взгляд, именно такой сценарий позволяет говорить о его реалистичности, а это значит, исполняемости. С другой, стороны он мобилизует все сферы бюджетного финансирования активнее внедрять новые, более экономичные методы и технологии, четко определять приоритеты в достижении эффективности и качества, повышать, наконец, ответственность руководителей бюджетных учреждений и за правильное планирование, и за разумное расходование бюджетных средств.
При всей сложности бюджета 2010 года, он по-прежнему остается социально ориентированным. Бюджет действительно основан на программно-целевом подходе, о чем мы много в течение последних лет говорим. Подтверждением тому является увеличение на 800 миллионов рублей средств на целевые и ведомственные программы.
К примеру, если в прошлом году у нас практически отсутствовало финансирование важнейшей программы «Развитие образования Вологодской области», то сегодня даже в условиях дефицитного бюджета эта программа обеспечена средствами. В том числе и по таким очень важным показателям, как обеспечение учебной литературой.
Мы также учли предложения районных общеобразовательных учебных заведений о необходимости окончательного решения проблем транспортного обеспечения учащихся при подвозе в школы, обеспечения дорожной сети для этих же целей, создания интернатных учреждений при школах. Поэтому, на наш взгляд, было принято единственно правильное решение об увеличении в сравнении с прошлым годом количества малокомплектных школ до 280, которые будут финансироваться по факту. В их число, что удивительно, вошло несколько школ городов.
Конечно, нас очень беспокоит, что капитальные расходы даже в сравнении со сложным 2009 годом уменьшены в два раза. Но, в то же время мы поддерживаем приоритетное финансирование капитальных расходов на детское здравоохранение, на строительство радиологического корпуса областного онкологического диспансера, объектов спорта в Верховажье, Харовске и Вологде, реконструкцию моста через реку Ягорбу и Осиновской школы.
Наиболее остро в процессе обсуждения бюджета стояли проблемы образования и здравоохранения. И это не случайно, ведь мы формируем новую модель здравоохранения и образования, в основе которой – целесообразность и поддержка тех, кто лучше трудится, обеспечивает высокое качество своей работы в интересах учеников и пациентов. И те, кто это понял, говорят не о пресловутом количестве коек, а о новых технологиях, которые они внедряют в управлении учреждениями, которые уже сегодня позволяют добиваться положительных результатов. В этом мы убедились во время встреч с коллективами лечебных учреждений Вологды и Грязовецкого района.
Мы также понимаем, что ни оптимизация, ни модернизация не ограничатся одним-двумя годами. Поэтому мы поддерживаем Губернатора, заявившего, что оптимизация будет продолжена. Он очень правильно подчеркнул необходимость комплексного планирования оптимизации с учетом обеспеченности дорогами, пришкольными интернатами, автобусами в разрезе каждого учреждения.
На наш взгляд, тот же подход нужно предусмотреть и при организации сельского здравоохранения. Нам действительно нужна новая программа его развития. В конечном итоге мы должны прийти к офисам врачей общей практики, обеспечив их транспортом и оборудованием.
Да, многое в формировании доходной базы бюджета еще не ясно. Мы сегодня не имеем федеральных средств и по мере их поступления будем вносить изменения в бюджет 2010 года. То, что поступления будут, нет сомнения. И мы будем настаивать на направлении их на наиболее важные статьи. Такие, как обеспечение лекарственными средствами.
И, наконец, чтобы закрепить гарантию Губернатора о 30-% стимулирующем фонде в образовании и здравоохранении и окончательно снять все вопросы в этом плане фракция «Единая Россия» предложила протокольно закрепить это увеличение.
И что не менее важно – мы инициировали создание рабочей группы по контролю за принимаемыми мерами по формированию фонда стимулирующих выплат, в которую вошли представители всех фракций. В условиях жесткой экономии повышение эффективности расходования бюджетных средств, становится нашим приоритетом» .
Позицию фракции «Справедливая Россия» обозначил её руководитель Геннадий Хрипель:
«Скажу сразу, мы поддержим принятие закона. На это есть две основные причины. Во-первых, большая и основная часть расходов бюджета - это заработная плата, социальные пособия, гарантированная медицинская помощь и прочие социальные обязательства. Если не принять закон, особенно перед новогодними праздниками, сложится очень непростая ситуация. И вторая причина состоит в том, что в течение года мы настаивали на наполнении стимулирующих фондов до 30% в сфере образования и здравоохранения, и индексации заработной платы в следующем году хотя бы в тех пределах, которые будут вызваны инфляцией. Окончательное решение мы приняли вчера после выступления Губернатора области, который гарантированно заверил, что уже с 1 января 2010 года фонд заработной платы в этих бюджетных сферах будет увеличен на 30%.
Что касается индексации заработной платы, то мы считаем, что этот вопрос не может быть снят с повестки дня и в процессе исполнения бюджета 2010 года мы должны вернуться к этому вопросу» .
Руководитель фракции ЛДПР в Законодательном Собрании Сергей Каргинов высказался за принятие бюджета:
«Бюджет будет сложный, но давайте представим, что мы до конца года его не примем. Тогда на основании Бюджетного кодекса мы должны будем жить в 2010 году по параметрам прошлогоднего бюджета. Но расходные параметры 2009 года на 8-9 миллиардов больше, чем в 2010 году. Где мы возьмем эти деньги? Придется их занимать. А рассчитываться за долги будет обязано будущее поколение. И сколько придется рассчитываться – тоже неизвестно. Поэтому ЛДПР считает, что бюджет принимать надо. Давайте идти эволюционным путем и договариваться. Революционный путь ни к чему хорошему не приведет».
Лидер фракции КПРФ в областном парламенте Николай Жаравин отметил, что позиция фракции по бюджету 2010 года к моменту его принятия в окончательном варианте не изменилась :
«Фракция КПРФ голосует против принятия бюджета на 2010 год в объемах по доходам в сумме 25,4 млрд. руб. и расходам – 31,38 млрд. рублей. Причин тому несколько.
Первая. Доходная часть бюджета в очередной раз оказалась заниженной. Поэтому мы предложили увеличить доходную часть бюджета на 750 млн. рублей и распределить ее равными долями на повышение финансирования образования и здравоохранения. Правительство области не опровергло наши доводы, но и не признало их достоверность. То, что доходная часть бюджета занижена, подтвердило выступление Губернатора области перед депутатами. В.Е. Позгалев заверил депутатов, что Правительство области гарантирует с 1 января 2010 года наполнение фонда стимулирующих выплат не ниже 30 % от фонда оплаты труда. А это более 1,5 млрд. рублей дополнительных поступлений в бюджет. Откуда поступят эти деньги (налог на прибыль, экономия расходов на содержание органов власти, субвенции из федерального бюджета) – для депутатов это так и осталось тайной за семью печатями. Поэтому областные комитеты профсоюзов работников образования и здравоохранения высказались против принятия бюджета в тех объемах, которые не только не сокращают, но и ведут к дальнейшей деградации сельского здравоохранения и образования. И мы прислушались к мнению профсоюзов.
Вторая. Бюджет области несет кроме социальной и экономическую функцию, так, в прямой или опосредованной форме он должен стимулировать экономическое развитие региона. 777 млн. рублей на капитальные вложения, чуть более 800 млн. рублей на сельское хозяйство и 50 % сумм от факта 2009 года на содержание дорог в области – это бюджет не развития, а деградации. За него мы голосовать не будем.
Третья причина. У нас много вопросов к исполнительной власти по поводу использования макроэкономических показателей при оценке эффективности управления. Наши чиновники говорят о шести показателях, хотя их на самом деле тридцать девять, в том числе и те, которые связаны с заработной платой. Игнорирование этих показателей и приводит к тем проблемам в оплате труда, о которых говорят работники образования и здравоохранения. Как и в здравоохранении, в образовании тоже идут процессы экономического (материального) расслоения, что приводит к нездоровой обстановке в школьных коллективах. По нашему мнению, проводимая в образовании экономия рубля никакого отношения ни к обучению, ни к воспитанию, ни к оптимизации не имеет. Поэтому при рассмотрении бюджета в первом чтении депутатом Сергеем Потаповым было выражено личное недоверие руководителю департамента образования области, которая не в состоянии управлять системой образования с точки зрения современных требований. Учитывая все это, депутаты создали рабочую группу совместно с представителями Правительства области, которая в комплексе рассмотрит все вопросы оптимизации образовании в нашей области, включая и финансовую составляющую» .
Большинством голосов депутаты приняли закон области «Об областном бюджете на 2010 год», подведя тем самым в текущем году итог кропотливой, системной работе по формированию главного финансового документа области.
В ходе работы сессии областные парламентарии рассмотрели и приняли поправки в областной бюджет текущего года. Необходимость внесения поправок в бюджет была обусловлена тем, что из федерального бюджета получены бюджетные кредиты в сумме 500 млн. рублей. Дополнительные средства прежде всего будут направлены на погашение кредиторской задолженности и межбюджетные трансферты. Предполагается, что финансовые средства, направленные Министерством финансов РФ, позволят погасить кредиторскую задолженность по строительству объектов на 300 млн. рублей. В целях обеспечения в полном объеме платежей за энергоресурсы муниципальными бюджетными учреждениями объем региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) увеличен на 133,3 млн. рублей.
На состоявшейся сессии депутаты рассмотрели и приняли закон области «О внесении изменений в статью 3 закона области «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Вологодской области гражданами для собственных нужд».
Изменениями в закон предусмотрено, что граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающие на территории Вологодской области, будут иметь право на заготовку древесины бесплатно на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим полномочия в области лесных отношений. Отметим, что в Вологодской области к местам традиционного проживания малочисленных народов отнесены Куйское национальное вепсское поселение, Пяжозерское сельское поселения Бабаевского муниципального района и Оштинское сельское поселение Вытегорского муниципального района. По мнению депутатов, принятые изменения в закон области будут способствовать сохранению традиционного уклада жизни вепсов, сохранению их исконных промыслов и ремесел.
В ходе сессии депутаты поддержали законодательную инициативу Прокурора области о внесении изменений в Кодекс Вологодской области об административных правонарушениях в части введения мер ответственности для нарушителей закона об ограничении нахождения несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей, принятого на сессии в октябре. Принятыми изменениями в Кодекс предусмотрены размеры штрафов к нарушителям закона области, которые колеблются от 1 до 10 тысяч рублей в зависимости от степени нарушения и статуса нарушившего лица: юридическое, индивидуальный предприниматель или физическое.
Комментируя для СМИ принятое решение, заместитель председателя Законодательного Собрания области Владимир Буланов отметил, что принятые изменения в Кодекс позволят органам внутренних дел эффективно применять закон области об ограничении нахождения несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей.
На 197-й сессии депутаты поддержали законодательную инициативу Губернатора области о пролонгации на 2010 год закона области, которым предусмотрена поддержка малоимущих студентов-«хорошистов» в части 50% компенсации им стоимости проездного билета на городском общественном транспорте (кроме такси).
Завершая работу сессии, председатель Законодательного Собрания области Николай Тихомиров поблагодарил депутатов за конструктивную и плодотворную работу и предложил провести следующую 198-ю сессию Законодательного Собрания 25 декабря 2009 года.
Пресс-служба Законодательного Собрания области
11.12.2009 года
© Законодательное Собрание Вологодской области При использовании информации ссылка на источник обязательна |
Количество просмотров: 2156 |