Юрий Леонидович, за два года, что Вы работаете в Совете Федерации, круг Ваших обязанностей существенно расширился. Сегодня Вы не только сенатор, представляющий в Палате регионов интересы Законодательного Собрания Вологодской области, но и заместитель Председателя СФ по вопросам правового регулирования противодействия коррупции. Согласитесь, если на вопрос «кто виноват?», что коррупция процветает, мы время от времени получаем ответ, то вопрос « что делать?» по- прежнему ставит в тупик?
Президент РФ Медведев четко дал понять обществу, что нужна жесткая система взаимосвязанных политических, законодательных, экономических и психологических компонентов. Они уже выработаны и легли в основу Национального плана противодействия коррупции. Приоритет в нем отдан законодательному обеспечению антикоррупционной деятельности. Ведь закон - это не только высшая форма государственного решения, но и главный критерий воздействия власти на качество жизни населения. В несовершенстве законодательства, пожалуй, и кроется главная причина коррупционности многих сфер нашей жизни. Социологические опросы показывают, что треть россиян определяют коррупцию, как «механизм компенсации плохих законов». Установив причину этого явления, мы поняли, что самой эффективной мерой борьбы с коррупцией станет совершенствование законодательной базы на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. Сегодня в стране работают более 10 тысяч! законов и нормативных актов, содержащих различные коррупционные риски. В правовых актах местного самоуправления согласно данным Генпрокуратуры таковых выявлено 88 тысяч! Такие акты должны подлежать отмене или, если они на стадии разработки и принятия, по ним должно быть принято решение об их отклонении.
Но ведь в России всегда воровали и брали мзду. С помощью взяток или так называемых «подарков от души» у нас решались и решаются многие проблемы. Классически описал источники сытой жизни столоначальников великий русский драматург А.Н. Островский в своей известной пьесе «Доходное место». Со времени ее выхода в свет полтора столетия минуло. И что? Вместо системной борьбы со взяточниками общественности предъявляются публичные порки, имена казнокрадов предаются гласности только по разрешению Кремля. Откуда возьмется уверенность, что проблема вновь не будет спущена на тормоза? Насколько сейчас хватит политической воли?
Во-первых, сегодня принят федеральный закон «О противодействии коррупции» и утвержден Национальный план противодействия коррупции. Во-вторых, принят целый пакет антикоррупционных законов. Ограничен до 3000 рублей размер подарков чиновникам. В - третьих, предусмотрена обязанность ежегодно декларировать доходы и имущество не только госслужащих, но и членов их семей. Более того, Президент Дмитрий Медведев подписал Указ, по которому о своих доходах и имуществе должны будут отчитываться не только госслужащие, но и топ-менеджеры госкорпораций и фондов, включая и членов их семей. Определен механизм предоставления сведений в налоговые органы, порядок их опубликования в СМИ. Примечательно, что Дмитрий Медведев и Владимир Путин публично отчитались о своих доходах еще до опубликования антикоррупционных указов. Впервые установлен порядок отчетности о доходах и имуществе лиц, претендующих на замещение руководящих должностей.
Но самое важное - разработан порядок проведения антикоррупционной экспертизы законов, а также методика их оценки на коррупциогенность. Совет Федерации будет принимать самое активное участие в решении всех содержательных и технических вопросов по организации антикоррупционной экспертизы. В структуре Совета законодателей, который работает при Совете Федерации, создана Комиссия по совершенствованию правового регулирования противодействия коррупции. Основными ее задачами станут анализ правового регулирования и практики противодействия коррупции, а также участие в совершенствовании антикоррупционного законодательства на федеральном и региональном уровне. Системность этой работы прописана в федеральном законе «О противодействии коррупции», который закрепляет обязательный характер и четкий регламент экспертизы нормативных актов. Это общая позиция законодательной и исполнительной власти и она нашла свое отражение в данном законе.
Кто будет работать в составе Комиссии по борьбе с коррупцией?
Комиссия сформирована из членов СФ и представителей Совета законодателей. В нее войдут также представители федеральных и региональных органов власти и управления. Кстати, я предложил поработать в данной Комиссии председателю Законодательного Собрания Вологодской области Н. В. Тихомирову. Рад, что он согласился. Ведь чтобы наша работа была результативной, необходимо тесное взаимодействие Центра и регионов. Членам Комиссии предстоит участвовать в проведении экспертизы федеральных и региональных законопроектов в сфере противодействия коррупции, готовить предложения по совершенствованию деятельности органов власти и местного самоуправления, формировать нетерпимое отношение общественности к этому социальному злу.
Говорят, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Так и с коррупцией?
Совершенно верно. Ведь источником коррупции может быть сам нормативно-правовой акт, который из-за поспешности в подготовке, а иногда и по умыслу разработчиков бывает неопределенным, избыточным и противоречивым. А в условиях экономического спада и хозяйственного кризиса коррупция приобретает огромную социальную опасность. Люди перестают верить в действенность принятых законов, начинают искать слабые места и обходные пути в законодательстве, в том числе и региональном. И если в законах остаются лазейки, то нечистые на руку ответственные люди, могут использовать их в своих интересах. Именно поэтому мониторинг законодательства на взяткоемкость, проведение антикоррупционной экспертизы действующих и вновь принимаемых законов, изучение практики применения ФЗ «О противодействии коррупции» станут обязательными для всех уровней власти. Согласитесь, если новый закон еще до своего принятия пройдет всестороннюю экспертизу, то это будет лучшей превентивной мерой защиты от соблазна чиновника превысить свои полномочия и запустить руку в казну. Мониторинг законодательства выполняет еще одну важную функцию – обеспечивает связь законотворческой деятельности с правоприменительной практикой, выявляет состояние общественных отношений, качество законов, принимаемых государственными органами и реализуемых в практике публичного, корпоративного и частного управления, а также в правоохранительной деятельности государства. Поэтому мониторинг следует рассматривать как завершающее звено системы законодательной деятельности, обеспечивающее ее самоорганизацию.
Законы по борьбе с коррупцией направлены против чиновников, но чиновники сами и должны их исполнять. Это же парадокс!
Определение ответственных за проведение антикоррупционной экспертизы очень важный момент. Она не должна отдаваться на откуп чиновникам. Необходимо привлекать независимых экспертов, представителей гражданского общества, политических партий. Хорошим помощником в этой работе может стать Общественная палата, ее аналоги в регионах. Не должны стоять в стороне представители бизнес-сообщества и научных кругов. Поэтому при анализе законов на коррупционность мы не будем ограничиваться только оценками чиновников госаппарата. Безусловно, что результат антикоррупционной деятельности будет зависеть и от того насколько эффективным окажется прокурорский надзор, а также насколько четко удастся организовать контроль со стороны Министерства юстиции РФ. Ведь проверка на коррупциогенность приказов и распоряжений, выпускаемых органами исполнительной власти, а также региональными законодательными собраниями вменяется органам прокуратуры. Экспертиза проектов федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ поручается Минюсту.
Очевидно, что без жестких мер не обойтись. Ведь за последние восемь лет по уровню коррумпированности в государственном секторе Россия вошла в число лидеров!
Главная задача сегодня - стандартизировать процедуру проведения антикоррупционной экспертизы проектов и нормативных актов.
А как эта работа идет в регионах, в частности в Вологодской области?
Хочу сказать, что в регионах пока не достаточно активно вникают в проблемы противодействия коррупции. В настоящее время законы о «Противодействии коррупции» приняты менее, чем в половине субъектов РФ, во многих регионах действуют программы по противодействию коррупции. Проведение антикоррупционной экспертизы в различной форме началось в большинстве субъектов РФ, а в 25 субъектах приняты нормативные правовые акты, утверждающие методику и требования к порядку проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов. При этом регионы стараются дополнить уже имеющиеся федеральные нормы дополнительными мерами для более успешного проведения на своей территории единой государственной политики по противодействию коррупции, формированию в обществе нетерпимого отношения к ней. В частности, вносятся изменения в перечни основных обязанностей и ограничений, связанных с осуществлением полномочий лицами, замещающими государственные должности, а также находящимися на государственной или муниципальной службах.
Что касается Вологодской области, то я особенно ревниво отношусь ко всему, что в ней происходит, поскольку избран в Совет Федерации депутатами областного Законодательного Собрания. Считаю, что деятельность органов власти Вологодской области по противодействию коррупции поставлена на высоком организационном и правовом уровне. Вологодские парламентарии активно включились в работу над проектом областного закона «О противодействии коррупции», в котором даются четкие определения основных понятий: что такое «коррупция», «антикоррупционная политика», «антикоррупционный мониторинг и экспертиза», коррупциогенный фактор. Надеюсь, что на июньской сессии ЗСО он будет принят. Интересно, что инициатором этого законопроекта выступила областная прокуратура.
Прокуратура?
Да, как субъект права законодательной инициативы. Кстати, в соответствии со статьей 5 ФЗ «О противодействии коррупции» именно прокуратура координирует действия всех правоохранительных органов в борьбе с коррупцией. В этой работе должны быть четкость и согласованность, исключающие формализм и равнодушие с которыми мы часто сталкиваемся. И, наверное, хорошо, что на Вологодчине таким координатором будет вездесущая прокуратура.
Кроме того, утвержден план мероприятий Законодательного Собрания области по противодействию коррупции, создана рабочая группа по обеспечению его реализации, в которую вошли представители всех политических фракций. Возглавил рабочую группу председатель Законодательного Собрания области Н. В. Тихомиров.
Подчеркну, что в Вологодской области создана серьезная правовая база для борьбы с коррупцией. Так, 8 мая 2008 года вышло постановление Губернатора области «О проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов Правительства области».
22 сентября 2008 года выходит распоряжение Губернатора «О мерах по реализации Национального плана противодействия коррупции».
Правительство области приняло постановление «О Программе и плане мероприятий по проведению административной реформы в органах исполнительной государственной власти Вологодской области в 2008 - 2010 годах».
Определен орган государственной власти, осуществляющий антикоррупционную экспертизу проектов областных нормативных правовых актов – это департамент государственно-правовой деятельности Правительства области.
Я разговаривал с начальником этого департамента, заместителем Губернатора области И. В. Груздевой и убедился, что в Вологодской области идет большая работа по проведению антикоррупционной экспертизы и мониторингу областных и муниципальных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц. Так, в первом квартале 2009 года по результатам экспертизы выявлено 689 муниципальных правовых актов, в которых содержатся коррупционные факторы. В результате выявленных нарушений Губернатор области направил 288 предписаний о необходимости их устранения. Данные предписания приняты органами местного самоуправления к исполнению.
Хотел бы подчеркнуть, что вопрос о формировании постоянно и эффективно функционирующей системы предупреждения коррупции не может быть разрешен без внедрения механизмов выявления коррупционных рисков уже на ранних стадиях принятия нормативных правовых актов. И в этой связи антикоррупционная экспертиза как реальная превентивная мера должна стать неотъемлемой составной частью нормотворческого процесса для всех уровней власти.
Кстати, план работы упомянутой Комиссии по совершенствованию правового регулирования противодействия коррупции, созданной при Совете законодателей, предусматривает рассмотреть в октябре-ноябре текущего года положение дел именно в нашей, Вологодской области. Надеюсь, что газета «Красный Север» опубликует выводы и рекомендации комиссии.
Итак, система мер противодействия коррупции включает три основных составляющие – это профилактика, непосредственно борьба с коррупцией и борьба с последствиями коррупции. Как регионам правильно расставить приоритеты, чтобы не распылять силы и средства.
На мой взгляд, региональные законы должны выполнять главную функцию- профилактическую, то есть исключать из законов коррупциогенные факторы. А таких факторов в проектах законов еще достаточно. Это и слишком большие полномочия распорядителей бюджетных средств, и принятие законов задним числом, и широкое толкование норм законов, а также отсутствие исчерпывающего перечня документов, предоставляемых для реализации права, замалчивание конкретного срока принятия решения органом госвласти или местного самоуправления и тому подобное.
Как будет реализовываться Национальный план противодействия коррупции на муниципальном уровне
Мы понимаем, что в системной борьбе против коррупции немаловажная роль принадлежит муниципальному уровню власти. Коррупционные проявления на этом уровне вызывают наиболее выраженную реакцию, что вполне объяснимо, ведь местное самоуправление - самый приближенный к населению уровень власти.
Вместе с тем публичность муниципальной власти могла бы поспособствовать более быстрому формированию не только профилактических мер противодействия коррупции, но и эффективных направлений по обузданию этого социального зла.
При анализе противодействия коррупции на муниципальном уровне можно выделить разные подходы к формированию антикоррупционной политики. Органам местного самоуправления настоятельно рекомендовано организовать работу по проведению антикоррупционной экспертизы. Во все муниципальные образования области направлена Методика проведения антикоррупционной экспертизы и разъяснения о необходимости проведения данной работы.
Отмечу, что в Вологодской области правовые и организационные вопросы проведения антикоррупционной экспертизы были неоднократно озвучены для специалистов органов местного самоуправления. Например, на семинаре с руководителями и специалистами юридических служб органов местного самоуправления 8-31 октября 2008 года было проведено практическое занятие по выявлению в муниципальных правовых актах коррупционных факторов.
Аналогичная работа была проведена в ходе учебы глав муниципальных районов 17 сентября 2008, 24 октября 2008 года, 17 ноября 2008 года, а также
на зональном совещании с участием глав муниципальных образований 15 октября 2008 года.
Сегодня задача построения эффективной системы местного самоуправления является одной из самых актуальных в России. Коррупция как явление препятствует эффективному развитию местного самоуправления, проведению социально-экономических преобразований, наносит ощутимый вред обществу и государству, вызывает недоверие у граждан к государственным и муниципальным институтам.
Вы лично принимали участие в работе совещаний по вопросам местного самоуправления в Череповце, Шекснинском, Белозерском, Устье-Кубенском и Вытегорском районах. С какой реакцией муниципальных служащих столкнулись при постановке задачи борьбы с коррупцией?
По мнению участников семинаров-совещаний основными факторами, способствующими возникновению коррупции на муниципальном уровне, являются несовершенство и непрозрачность законодательства и правовых актов муниципальных образований, наличие административных барьеров, недостаточный уровень профессионализма муниципальных служащих и выборных лиц местного самоуправления, недоверие граждан к органам муниципальной власти, низкий уровень правовой грамотности населения, отсутствие механизмов вовлечения граждан в сферу активной антикоррупционной деятельности.
Что делать, спрашиваете Вы? Перечислю только некоторые меры, которые, на мой взгляд, будут способствовать законодательному обеспечению противодействия коррупции на муниципальном уровне.
Это возложение на муниципального служащего обязанности уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Далее - совершенствование порядка прохождения муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей муниципальной службы на высоком профессиональном уровне, установление административной ответственности муниципальных служащих, совершивших административные правонарушения коррупционного характера, с применением к ним дисквалификации в качестве административного наказания.
Среди ограничительных мер могут быть также - уточнение требований к депутатам представительных органов муниципальных образований, возложение на муниципальных служащих дополнительных запретов, ограничений и обязанностей.
Большую роль играет законодательное развитие механизма предупреждения коррупции и, безусловно, проверка достоверности представленных муниципальными служащими сведений о доходах и имуществе. Механизмы эти четко прописаны и запущены в действие.
Какие изменения в связи с этим должны произойти в системе муниципального управления?
Здесь тоже необходим комплекс мер, направленных на улучшение управления в социально-экономической сфере муниципалитетов.
Это и регламентация использования муниципального имущества, муниципальных ресурсов, передача прав на использование такого имущества и на его отчуждение.
Необходимо совершенствовать систему закупок для муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования, дискриминации или предоставления неоправданных преимуществ. Муниципальное имущество должно продаваться преимущественно на аукционных торгах, когда побеждает тот, кто больше заплатил в казну. Нужно создавать систему контроля за деятельностью муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества.
Немаловажно разработать образовательные программы по противодействию и профилактике коррупции для муниципальных служащих, для населения, молодежных организаций, учащихся старших классов.
Приветствуется и проведение на регулярной основе семинаров, совещаний, круглых столов и других мероприятий по проблемам противодействия коррупции на муниципальном уровне с привлечением представителей государственных и муниципальных органов, науки, общественных организаций и средств массовой информации.
И последнее, не могу не спросить Вас о роли СМИ в противостоянии коррупции .
На мой взгляд, именно средства массовой информации могут способствовать преодолению правового нигилизма и воспитанию в обществе нетерпимого отношения ко всякого рода взяткам, формированию у граждан антикоррупционного стандарта поведения. Пожалуй, это самая трудная задача, учитывая наш менталитет и наш исторический опыт. Любые попытки запустить руку в общественный кошелек должны тут же пресекаться и подвергаться публичному осуждению. Уверен, что только сообща мы преодолеем такое социальное зло, как коррупция.
Беседовала Наталья Столярова
08.06.2009 года
© Законодательное Собрание Вологодской области При использовании информации ссылка на источник обязательна |
Количество просмотров: 2504 |