|
| |
| ||
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ | ||
| ||
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | ||
|
О результатах мониторинга правоприменения главы VI
закона области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области"
Законодательное Собрание области постановляет:
Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения главы VI закона области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области".
Председатель Законодательного
Собрания области А.Н. Луценко
г. Вологда
29 марта 2019 года
№ 127
Утверждены
постановлением Законодательного Собрания области
от 29.03.2019 № 127
Результаты
мониторинга правоприменения главы VI закона области
от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ "Об охране семьи,
материнства, отцовства и детства в Вологодской области"
I. Общие положения
Объект мониторинга – глава VI закона Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" (далее также – закон области № 3602-ОЗ, закон области).
Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного Собрания области по образованию, культуре и здравоохранению (далее также – постоянный комитет).
Цели мониторинга:
проведение комплексного изучения правового регулирования в части мер, направленных на предупреждение причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории Вологодской области;
проведение сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия областного законодательства по теме мониторинга с целью дальнейшего совершенствования законодательства.
II. Сведения о деятельности постоянного комитета
Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом в соответствии с планом мероприятий Законодательного Собрания области на второе полугодие 2018 года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 27 июня 2018 года № 300.
Постоянным комитетом осуществлены следующие мероприятия:
1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации в сфере предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
2. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания области проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных нормативных правовых актов по теме мониторинга.
3. Проведен сбор и анализ информации о реализации главы VI закона области № 3602-ОЗ Правительством Вологодской области.
4. При проведении мониторинга постоянным комитетом запрошена следующая информация:
в прокуратуре Вологодской области – о реализации областного законодательства по теме мониторинга (в т.ч. о соблюдении (нарушении) прав граждан; о наличии (отсутствии) неправомерных или необоснованных решений, действий (бездействий) при реализации главы VI закона области № 3602-ОЗ; о количестве и содержании обращений граждан, связанных с применением указанного закона области, а также о принятых мерах прокурорского реагирования);
в Общественной палате Вологодской области – об эффективности законодательства области по теме проводимого мониторинга, а также имеющихся проблемах в практике применения главы VI закона области № 3602-ОЗ, предложениях по совершенствованию соответствующего нормативно-правового регулирования;
в Молодежном парламенте Вологодской области – о практике применения главы VI закона области № 3602-ОЗ, предложениях по совершенствованию законодательства.
5. В рамках Соглашения между управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области и Законодательным Собранием Вологодской области о взаимодействии в сфере обеспечения единства правового пространства, заключенного 6 ноября 2013 года, в управление Минюста России по Вологодской области направлен запрос о проведении правовой и антикоррупционной экспертизы главы VI закона области № 3602-ОЗ.
6. Информация, связанная с мониторингом правоприменения главы VI закона области № 3602-ОЗ, рассматривалась на заседаниях постоянного комитета.
7. Проведен анализ проблем, возникающих в ходе правоприменения главы VI закона области № 3602-ОЗ, и предложены пути их решения.
III. Проведение мониторинга
1. Состояние законодательства субъектов
Российской Федерации (в т.ч. Вологодской области) в части мер, направленных на предупреждение причинения вреда здоровью детей,
их физическому, интеллектуальному, психическому,
духовному и нравственному развитию
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76).
Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 124-ФЗ) установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых и социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Положения статьи 141 Федерального закона № 124-ФЗ, предусматривающие меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, были введены Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и вступили в силу с 11 мая 2009 года.
В пункте 2 статьи 141 Федерального закона № 124-ФЗ содержится предписание об обязанности родителей (лиц, их заменяющих) заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Пунктом 3 статьи 141 Федерального закона № 124-ФЗ субъектам Российской Федерации предоставляется право региональными законами в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию устанавливать:
- меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;
- меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
- порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в вышеперечисленных местах в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.
При этом в пункте 4 статьи 141 Федерального закона № 124-ФЗ указано, что субъекты РФ при установлении мер, предусмотренных вышеуказанным пунктом 3, вправе:
1) определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
2) сокращать с учетом сезонных, климатических и иных условий ночное время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в установленных общественных местах;
3) снижать с учетом культурных и иных местных традиций возраст детей, до достижения которого не допускается их нахождение в ночное время в установленных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, но не более чем на два года.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил право регионам при установлении мер руководствоваться вышеуказанными критериями.
В целях реализации вышеназванных положений Федерального закона № 124-ФЗ главой VI закона области № 3602-ОЗ определены меры, направленные на предупреждение причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, с учетом критериев, предусмотренных пунктом 4 статьи 141 Федерального закона № 124-ФЗ.
По результатам анализа законодательства субъектов Российской Федерации по рассматриваемому вопросу необходимо отметить следующее.
Учитывая, что нормы статьи 141 Федерального закона № 124-ФЗ вступили в силу в 2009 году, в настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации (Московской, Ленинградской областях, г. Санкт-Петербурге, Алтайском крае, Республике Бурятия, Амурской, Волгоградской, Оренбургской, Иркутской, Омской, Сахалинской, Калужской областях, Республике Дагестан и др.) приняты и действуют отдельные региональные законы, устанавливающие необходимые меры в целях защиты прав детей.
В Московской области действует закон области от 4 декабря 2009 года № 148/2009-ОЗ "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области". В Волгоградской области действует закон области от 28 декабря 2009 года № 1974-ОД "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Волгоградской области". С подобным наименованием были приняты и действуют: закон Пермского края от 31 октября 2011 года № 844-ПК, закон Оренбургской области от 24 декабря 2009 года № 3279/760-IV-ОЗ, закон Самарской области от 3 декабря 2009 года № 127-ГД, закон г. Санкт-Петербурга от 19 декабря 2014 года № 48-14, закон Амурской области от 11 марта 2010 года № 316-ОЗ, закон Республики Дагестан от 29 декабря 2016 года № 87 и др.
В основном в указанных региональных законах определены меры, направленные на предупреждение причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, с учетом предусмотренных федеральным законодателем критериев (п. 4 ст. 141 Федерального закона № 124-ФЗ).
Дополнительно в отдельных региональных законах:
- введен понятийный аппарат (например, в Московской области раскрываются определения понятий: несовершеннолетний; лица, заменяющие родителей; лица, осуществляющие мероприятия с участием несовершеннолетних; места, в которых нахождение несовершеннолетних не допускается и др.);
- содержатся положения о порядке формирования и порядке деятельности экспертных комиссий;
- содержатся положения об освещении деятельности по недопущению нахождения детей в местах, в которых их нахождение не допускается или ограничивается;
- определены случаи возможного пребывания детей в ночное время без сопровождения взрослых;
- содержатся отсылочные нормы об административной ответственности за несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
Учитывая, что федеральный законодатель предусмотрел право регионам законами субъектов РФ определять меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей с учетом ряда критериев, приводим сравнительный анализ регулирования данного вопроса отдельными регионами по следующим позициям:
I. По определению мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и по определению общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей
1. Пунктом 3 статьи 141 Федерального закона № 124-ФЗ определен перечень объектов, на которых не допускается нахождение детей в возрасте до 18 лет. При этом предоставлено право региональному законодателю определять иные места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
В Вологодской области в части 1 статьи 33 закона области № 3602-ОЗ определен перечень мест, в которых не допускается нахождение детей в возрасте до 18 лет, а именно:
1) объекты (продублированы), которые определены в статье 141 Федерального закона № 124-ФЗ (объекты юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, пивные рестораны, бары, рюмочные и другие места, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции);
2) иные объекты: крыши многоквартирных домов, объекты незавершенного строительства, строительные площадки, бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
3) иные места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, устанавливаемые в соответствии со статьей 35 закона области № 3602-ОЗ.
Большинство субъектов Российской Федерации в региональных законах, как и в нашей области, в качестве мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, указывают объекты, перечисленные в статье 141 Федерального закона № 124-ФЗ. Установление иных мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, осуществляется либо путем их указания в региональном законе, либо установлением отсылочной нормы к иным нормативным правовым актам.
Так, например: в законе Республики Дагестан определено, что не допускается нахождение детей:
1) в букмекерских конторах, тотализаторах, пунктах приема ставок;
2) в возрасте до 6 лет без сопровождения лиц, достигших четырнадцатилетнего возраста, - на улице и в других общественных местах;
3) лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, без сопровождения совершеннолетних лиц - на территориях технических сооружений, предприятий, учреждений, точек торговли горюче-смазочными материалами, железнодорожных вокзалов, аэропортов и автовокзалов, в подвалах, на чердаках жилых и промышленных зданий;
в законе Забайкальского края определено, что перечень мест, в которых не допускается нахождение детей, утверждается постановлением Правительства Забайкальского края с учетом заключения экспертной комиссии Забайкальского края, созданной в соответствии с законом Забайкальского края. К таким местам относятся:
1) ночные клубы;
2) крыши жилых и нежилых строений, чердаки, подвалы, технические помещения, лифтовые и иные шахты, кроме жилых домов частного сектора;
3) строящиеся и законсервированные объекты капитального строительства и прилегающие к ним территории;
4) нежилые дома, бесхозяйные здания, сооружения и территории разрушенных зданий;
5) объекты коммунальной инфраструктуры (канализационные коллекторы, газопроводы, теплотрассы, насосные станции, водонапорные башни, трансформаторные подстанции, котельные);
6) места, установленные для размещения отходов производства и потребления (свалки);
7) электрические подстанции, линии электропередач (ЛЭП);
8) газораспределительные подстанции;
9) гидротехнические сооружения: водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения;
10) территории расположения мачт сотовой связи;
11) места, специально отведенные для курения;
12) отстойники железнодорожных вагонов;
13) депо городского пассажирского транспорта.
2. Пунктом 3 статьи 141 Федерального закона № 124-ФЗ предоставлено право субъектам РФ устанавливать меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в следующих общественных местах:
на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции.
Кроме того, указанным пунктом предусматривается право законом субъекта РФ устанавливать и иные общественные места, в которых не допускается нахождение детей в ночное время без сопровождения взрослых.
В статье 34 закона области № 3602-ОЗ в качестве мест, в которых не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в ночное время определены дополнительно к установленным на федеральном уровне следующие:
1) площади;
2) стадионы и иные спортивные сооружения;
3) автомобильные и железные дороги;
4) вокзалы, пристани, автостанции, аэропорты;
5) остановки общественного транспорта;
6) автозаправочные станции, платные автостоянки, автомойки;
7) территории, прилегающие к гаражам в гаражных и гаражно-строительных кооперативах;
8) помещения общего пользования в многоквартирных домах (лифты, колясочные, межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры);
9) кинотеатры, дворцы и дома культуры, клубы, концертные площадки, розничные рынки;
10) водные объекты общего пользования, береговые полосы водных объектов общего пользования, пляжи, объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения.
В иных регионах в законодательстве указываются как общественные места, установленные Федеральным законом № 124-ФЗ, так и иные, в которых не допускается нахождение детей в ночное время без сопровождения взрослых. Например, в Тамбовской области – места массового пребывания и отдыха граждан (дворы, детские и спортивные площадки, лесопарковые зоны) кладбища, строительные площадки и др.).
3. Установление мест, нахождение в которых детей не допускается.
В пункте 6 статьи 141 Федерального закона № 124-ФЗ закреплено, что для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, создаются экспертные комиссии. Порядок формирования и порядок деятельности таких комиссий устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В Вологодской области порядок формирования и порядок деятельности областной экспертной комиссии утверждаются Правительством области, муниципальных экспертных комиссий - представительными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В соответствии с Положением об экспертной комиссии Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства области от 28 декабря 2009 года № 2073, состав экспертной комиссии Вологодской области формируется из числа представителей органов государственной власти области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, общественных организаций, а также специалистов в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения, имеющих опыт научной или практической работы.
Составы экспертных комиссий в иных регионах различны, например:
в Московской области функции экспертной комиссии выполняет Московская областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
в Алтайском крае состав комиссии формируется из представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также депутатов представительных органов местного самоуправления, представителей общественных объединений;
в Волгоградской области состав комиссии формируется из числа депутатов Волгоградской областной Думы, должностных лиц органов исполнительной власти Волгоградской области, представителей общественности.
4. Уведомление о местах, в которых не допускается нахождение детей.
В целях обеспечения эффективности устанавливаемых мер ряд субъектов РФ предусмотрел положения об оповещении.
Так, например:
в Забайкальском крае установлено, что в целях уведомления о местах, в которых ограничивается или не допускается нахождение детей:
1) юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, размещаются предупредительные надписи при входе на объекты, указанные в частях 1 и 2 статьи закона края, о запрете нахождения на них детей;
2) образовательными организациями осуществляется информирование участников образовательных отношений (обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся);
3) уполномоченным Правительством Забайкальского края исполнительным органом государственной власти Забайкальского края осуществляется информирование населения через средства массовой информации;
во Владимирской области закреплено, что:
1) органами государственной власти Владимирской области и органами местного самоуправления в пределах их полномочий осуществляется информирование населения через средства массовой информации, Интернет-сайты, информационные стенды и через иные формы об ограничениях нахождения детей в общественных местах;
2) государственные и муниципальные органы и организации, осуществляющие мероприятия с участием детей, проводят разъяснительную и информационную работу по соблюдению ограничений нахождения детей в общественных местах;
в Брянской области уполномоченные органы государственной власти Брянской области в пределах своей компетенции осуществляют информирование населения о недопустимости нахождения детей в местах, в которых их нахождение не допускается, и об административной ответственности, предусмотренной за нарушение требований, установленных законом.
В законе области № 3602-ОЗ подобных мер и ограничений не предусмотрено.
5. Места, в которых допускается пребывание детей в ночное время.
Федеральный законодатель таких мест не определил.
Законом области № 3602-ОЗ (п. 2 ст. 34) "допускается пребывание детей в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в ночное время:
1) на вокзалах;
2) в транспортных средствах общего пользования;
3) в общественных местах в случае их следования к месту учебы (и обратно) или лечения (и обратно) при наличии проездных документов (билетов)".
Аналогичные нормы, только в отношении детей в возрасте от 16 до 18 лет, содержатся в законодательстве Республики Карелия.
В Ненецком автономном округе, Ленинградской области ограничения по нахождению детей в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), близких совершеннолетних родственников, а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, не применяются:
1) в ночь с 31 декабря на 1 января;
2) во время проведения последних звонков и выпускных балов в образовательных организациях среднего общего образования и среднего профессионального образования в отношении выпускников указанных учреждений;
3) во время проведения праздничных мероприятий, организуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований.
II. Сокращение границ ночного времени и снижение возраста детей
Согласно Федеральному закону № 24-ФЗ ночным считается время с 22.00 до 6.00 часов местного времени. Аналогично ночное время установлено в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия – Алания, Республике Тыва.
В остальных субъектах РФ определены разные границы ночного времени:
в Вологодской области ночным является время с 22 часов до 6 часов местного времени для детей в возрасте до шестнадцати лет, с 23 часов до 6 часов местного времени - для детей в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет (ст. 2 закона области № 3602-ОЗ);
в Ленинградской, Брянской областях, Ненецком автономном округе, Республике Татарстан: с 22 до 6 часов в период с 1 сентября по 31 мая включительно; с 23 до 6 часов в период с 1 июня по 31 августа включительно;
в Псковской области: в период с 1 сентября по 31 мая - с 22 до 6 часов местного времени; в период с 1 июня по 31 августа - с 24 до 6 часов местного времени;
в Амурской, Архангельской, Кировской, Оренбургской областях, Республике Калмыкия, Красноярском крае: с 23 до 6 часов местного времени - в период с 1 мая по 30 сентября включительно; с 22 до 6 часов местного времени – в период с 1 октября по 30 апреля включительно;
в Республике Башкортостан: с 22 часов (с 1 мая по 30 сентября - с 24 часов) до 6 часов местного времени;
в Республике Бурятия: с 22 часов до 6 часов местного времени; в период с 25 мая по 1 сентября - с 23 часов до 6 часов местного времени;
в Иркутской области (для детей до 18 лет): с 22 до 6 часов местного времени - в период с 1 октября по 31 марта; с 23 часов до 6 часов местного времени - в период с 1 апреля по 30 сентября;
в Калининградской области: с 24 часов до 6 утра;
в Республике Карелия: ночным считается время для детей в возрасте до 16 лет с 22 до 6 часов, в летнее время (с 1 июня по 31 августа) - с 23 до 6 часов; для детей в возрасте от 16 до 18 лет - с 23 до 6 часов, в летнее время (с 1 июня по 31 августа) - с 24 до 6 часов;
в Кемеровской области: с 1 мая по 31 августа - с 23 часов до 6 часов, с 1 сентября по 30 апреля - с 22 часов до 6 часов;
в Курганской области: с 1 октября по 31 марта - с 22 до 6 часов местного времени, с 1 апреля по 30 сентября - с 23 до 5 часов местного времени;
в Липецкой области, Ставропольском крае – для детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, ночное время установлено с 22 до 6 часов местного времени, а в летнее время (с 1 июня по 31 августа) - с 23 до 6 часов;
в Омской области: с 23 до 6 часов местного времени - с 1 апреля по 31 октября;
в Республике Саха (Якутия): в летний период (с 1 июня по 31 августа) - с 23 до 6 часов по местному времени, в остальное время года - с 22 до 6 часов по местному времени;
в Тамбовской области установлено ночное время с 22 до 6 часов местного времени, в период с 1 мая по 31 августа - с 23 до 6 часов местного времени;
в Тверской области: для детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, с 23 часов до 6 часов утра;
в Удмуртской Республике: в период с 1 октября по 30 апреля - с 22.00 часов до 6.00 часов местного времени; в период с 1 мая по 30 сентября - с 23.00 часов до 6.00 часов местного времени;
в Чеченской Республике для детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, ночное время установлено с 22 до 6 часов;
в Ямало-Ненецком автономном округе: с 1 апреля по 31 августа устанавливается сокращенное ночное время с 23 до 6 часов местного времени, в период с 1 сентября по 31 марта ночное время устанавливается с 22 до 6 часов местного времени.
III. Уведомление родителей (лиц, их заменяющих), органов внутренних дел
Пунктом 3 статьи 141 Федерального закона № 124-ФЗ определено, что законом субъекта РФ могут устанавливаться:
1) порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, запрещенных законом;
2) порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо, в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или при иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельствах в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.
В статье 36 закона области № 3602-ОЗ содержатся положения, из которых следует, что должностные лица юридических лиц, индивидуальные предприниматели и (или) уполномоченные ими работники, осуществляющие деятельность на объектах, указанных в части 1 статьи 33 и части 1 статьи 34 закона области № 3602-ОЗ, обязаны в случае выявления детей на этих объектах уведомлять об этом родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) сообщать в органы внутренних дел.
Между тем сам порядок уведомления в законе области № 3602-ОЗ не определен, и отсылочных норм о том, кем устанавливается такой порядок, также не предусмотрено.
Порядок доставления ребенка в случае его обнаружения на запрещенных объектах родителям либо, в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или при иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельствах, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка законом области № 3602-ОЗ не установлен.
В большинстве субъектов РФ (Ленинградской области, г. Санкт-Петербурге, Республике Адыгея, Республике Алтай, Амурской области, Архангельской области, республиках Бурятия, Карелия и др.) вышеназванные порядки определены.
2. Судебная практика субъектов
Российской Федерации в части мер, направленных на предупреждение причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию
По результатам мониторинга судебной практики в части мер, направленных на предупреждение причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, необходимо отметить следующее. Предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации были отдельные положения нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
1. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2013 года № 63-АПГ13-1 оставлено без изменения решение суда Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2012 года, которым отказано в удовлетворении требований прокурора Ненецкого автономного округа.
Статьей 7 Закона Ненецкого автономного округа от 17 февраля 2010 года № 5-ОЗ установлены порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел и порядок доставления детей родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Согласно части 2 статьи 7 вышеуказанного Закона в случае отсутствия или невозможности установления местонахождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, а также при наличии иных обстоятельств, препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам, ребенок доставляется органами внутренних дел в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка или в учреждение, определенное органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа, уполномоченным в сфере социальной защиты населения.
Ребенок передается сотрудникам учреждения по акту доставления несовершеннолетнего в учреждение, форма которого утверждается уполномоченным органом.
Органы внутренних дел принимают меры по информированию родителей (лиц, их заменяющих) о нахождении ребенка в данном учреждении.
При обращении в учреждение родителей (лиц, их заменяющих) ребенок незамедлительно передается под расписку указанным лицам. В случае невозможности присутствия родителей (лиц, их заменяющих) в учреждении ребенок передается под расписку близким совершеннолетним родственникам, включая братьев и сестер, дедушек и бабушек ребенка, братьев и сестер родителей ребенка, в случае обращения указанных лиц в учреждение.
Заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд с заявлением о признании недействующим абзаца четвертого части 2 статьи 7 Закона Ненецкого автономного округа от 17 февраля 2010 года № 5-ОЗ в части слов "В случае невозможности присутствия родителей (лиц, их заменяющих) в учреждении ребенок передается под расписку близким совершеннолетним родственникам, включая братьев и сестер, дедушек и бабушек ребенка, братьев и сестер родителей ребенка, в случае обращения указанных лиц в учреждение", ссылаясь на его противоречие статьям 56, 63, 64, 148 Семейного кодекса Российской Федерации, статьям 26, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 141 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". По мнению прокурора, федеральное законодательство исключает возможность передачи несовершеннолетнего ребенка его родственникам, не являющимся родителями ребенка либо лицами, их замещающими, поскольку перечень лиц, указанных в качестве законных представителей ребенка, является исчерпывающим. Применение оспариваемой нормы влечет нарушение установленных семейным законодательством прав как несовершеннолетнего ребенка, так и его законных представителей.
Решением суда Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2012 года заявление прокурора оставлено без удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Суд, проанализировав статьи 1, 3, 4, 5, 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ, статьи 55, 56, 64 и 148 Семейного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оспариваемая норма, предусматривающая при определенных обстоятельствах возможность передачи ребенка, доставленного в специализированное учреждение, иным (кроме родителей или лиц, их заменяющих) близким родственникам, положениям федерального законодательства не противоречит. При этом Суд исходил из того, что статья 7 Закона от 17 февраля 2010 года № 5-ОЗ в оспариваемой части направлена на повышение уровня обеспечения гарантий прав и законных интересов ребенка, оказавшегося в специализированном учреждении, не ограничивает прав их родителей или иных законных представителей, не освобождает данных лиц от выполнения возложенных на них семейным законодательством обязанностей, а также от несения предусмотренной законом ответственности. Суд исходил из того обстоятельства, что федеральным законодательством не предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, которым может быть передан ребенок, доставленный в специальное учреждение, для возвращения в семью.
Таким образом, суд исходил из того, что обязанность передать такого ребенка в семью следует из норм и принципов семейного законодательства, законодательства о защите прав несовершеннолетних в Российской Федерации, поскольку в Российской Федерации признается и гарантируется право ребенка жить и воспитываться в семье (часть 2 статьи 54 СК РФ), устанавливается приоритет семейного воспитания, признается право на общение ребенка не только с родителями, но и с другими членами семьи - бабушками, дедушками, братьями, сестрами, иными родственниками (статья 67 СК РФ). В семейном законодательстве Российской Федерации не содержится запрета на временное нахождение ребенка с другими, кроме родителей, членами семьи, в том числе и без присутствия родителей.
3. Информация о практике применения главы VI закона области № 3602-ОЗ
По обращению постоянного комитета управление Минюста России по Вологодской области провело правовую и антикоррупционную экспертизы главы VI закона области № 3602-ОЗ.
Согласно экспертному заключению управления Минюста России по Вологодской области от 25.07.2016 № 35/02-3839 закон области № 3602-ОЗ противоречий федеральному законодательству и коррупциогенных факторов не содержит.
По обращению постоянного комитета прокуратура Вологодской области сообщила об отсутствии жалоб и обращений по вопросам применения закона области № 3602-ОЗ.
Правительство Вологодской области предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования в части мер, направленных на предупреждение причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию не имеет; обращений граждан по вопросам разъяснения главы VI закона области № 3602-ОЗ в период реализации закона области № 3602-ОЗ не поступало, факторов, снижающих эффективность реализации закона, не выявлено.
IV. Результаты проведения мониторинга
По результатам проведения мониторинга правоприменения главы VI закона области № 3602-ОЗ постоянный комитет Законодательного Собрания области по образованию, культуре и здравоохранению отмечает следующее.
Закон области принят в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
В ходе проведения мониторинга правоприменения закона области № 3602-ОЗ противоречий федеральному законодательству не выявлено. Все положения закона области реализуются в полном объеме. Закон области не дублирует иные нормативные правовые акты, востребован в применении на практике, не содержит норм, допускающих возможность неоднозначного толкования и применения, а также не содержит коррупциогенных факторов.
Вместе с тем выявлена необходимость дополнительного обсуждения и доработки главы VI закона области № 3602-ОЗ в части:
установления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по информированию населения Вологодской области о запрете нахождения детей в местах, в которых их нахождение не допускается, и об административной ответственности, предусмотренной за нарушение требований, установленных законом;
установления порядка уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, пребывание в которых недопустимо;
установления порядка доставления ребенка в случае его обнаружения на определенных объектах родителям либо, в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или при иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельствах в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.
На основании вышеизложенного постоянный комитет считает целесообразным провести работу по внесению изменений в закон области № 3602-ОЗ.