- Материалы публичных слушаний по годовому отчету об исполнении областного бюджета за 2014 год
- Бюджет Вологодской области. Итоги 2014 года (информация Департамента финансов Вологодской области)
- Заключение Контрольно-счетной палаты Вологодской области
- Видеотрансляция публичных слушаний
В публичных слушаниях по исполнению бюджета 2014 года приняли участие депутаты ЗСО, представители Правительства области, муниципалитетов, общественных организаций.
Заместитель Губернатора области Алексей Кожевников рассказал об итогах социально-экономического развития региона за 2014 год.
По его словам, Вологодчина, как и вся страна, столкнулись с новыми вызовами и политического, и экономического характера, которые пришлось преодолевать.
«Тем не менее в основных отраслях: металлургии (105,7%), химии (106,7%) и деревообработке (104%) - произошел рост. Из-за падения курса рубля цены на нашу продукцию на внешних рынках стали более чем привлекательными, что привело к реальному и ощутимому расширению производства. Новые заказы получили те, кто делает машины и оборудование», - отметил Алексей Кожевников.
«Эффективность производства росла: рентабельность продаж в целом по области увеличилась по сравнению с 2013 годом более чем в 2 раза (с 5,0% до 11,2%). Самое значительное увеличение рентабельности произошло в химическом и металлургическом производствах. Однако серьезные объемы выручки не смогли перекрыть расходы на погашение займов в иностранной валюте, которые сильно подорожали после падения курса рубля. В результате в отчетности этих предприятий за 2014 год сформировался убыток», - констатировал заместитель Губернатора.
Валентина Артамонова, начальник департамента финансов, предваряя свое выступление, отметила, что благодаря слаженной работе депутатского корпуса и Правительства области, в 2014 году удалось решить две основные задачи - сохранить сбалансированность бюджета и снизить государственный долг: «Несмотря на ухудшающиеся экономические условия, бюджетная система Вологодской области на протяжении всего года сохраняла стабильность. Главное внимание было сосредоточено на обеспечении устойчивого поступления доходов».
В целом, объем доходов консолидированного бюджета в 2014 году составил 56,4 миллиардов рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов – 46,3 миллиардов. Расходы консолидированного бюджета исполнены в объеме 60,7 миллиардов. Дефицит составил 4,3 миллиарда рублей, или 9,3% от объема собственных доходов, сократившись на 0,7 миллиардов рублей к уровню 2013 года.
По словам Валентины Артамоновой, в ходе исполнения областного бюджета впервые за весь посткризисный период была увеличена доходная часть по налоговым и неналоговым доходам на 1,1 млрд. рублей. В результате по темпу роста собственных доходов Вологодская область в 2014 году по сравнению с 2013 годом поднялась с 71 на 27 место среди других регионов. Основу роста составил налог на прибыль организаций, что во многом объясняется положительными результатами работы с крупным бизнесом.
В целом, по словам Валентины Артамоновой, в 2014 году было собрано 7,6 миллиардов налога на прибыль, что на 1,6% больше, чем в 2013 году. Налог на доходы физических лиц составил 17,7 миллиардов, налог на имущество - 10,3. В целом порядка 60% доходной базы составляют стабильные доходы - НДФЛ и на имущество.
«Самый весомый вклад в доходную часть бюджета внесли металлурги и бюджетная сфера. Отрасль транспорта и связи – на третьей позиции. Затем следуют операции с недвижимостью, торговля, сельское хозяйство и пищевая промышленность, химическая отрасль, строительство, лесопромышленный комплекс», - пояснила заместитель Губернатора.
В 2014 году был сохранен главный ориентир – социальная направленность бюджета. Около 67% всех расходов направлялись на решение социальных вопросов. Так, на образование было направлено 13,38 миллиардов, 10,66 миллиард – на социальную политику, 7,72 миллиардов – на здравоохранение.
Значительную составляющую расходов определяет исполнение майских Указов Президента Российской Федерации.
Говоря о задачах на 2015 год, Валентина Артамонова выделила основные: обеспечение сбалансированности бюджета, повышение доходной части, привлечение федеральных средств, повышение эффективности расходов снижение долговой нагрузки на областной бюджет.
2014 год стал поворотным переходом на программный бюджет. Уровень расходов, осуществляемых в рамках государственных программ, увеличился в сравнении с 2013 годом с 34,9% до 88,1%. И их реализация вызвала большое количество вопросов как у депутатов, так и у представителей общественности. Сейчас в ЗСО рассматриваются итоги реализации программ за 2014 год.
Председатель Контрольно-счетной палаты Ирина Карнакова отметила, что показатели оценки государственных программ нуждаются в корректировке. В целом, по результатам внешней проверки, из 21 госпрограммы 18 были признаны эффективными, три – частично. Расходы ни по одной из них не исполнены в полном объеме.
«По результатам анализа, становится очевидным, что многие меры по их реализации не доведены до конца, а выполнены формально, - заявила Ирина Карнакова. - Примерно 30% всех показателей не были исполнены. По отдельным госпрограммам нет положительной динамики даже в случае увеличения финансирования. Методика оценки не позволяет составить объективную картину эффективности госпрограмм. По нашему мнению, назрела необходимость внесения изменений в методику оценки и наделения одного из органов исполнительной власти полномочиями по контролю за исполнением госпрограмм».
«Хочу отметить, что есть резервы повышения качества бюджетного планирования, и государственные программы должны стать инструментом стратегического планирования с учетом оценки эффективности расходования бюджетных средств, с пониманием конечного результата», - завершила свое выступление Ирина Карнакова.
Заместитель председателя ЗСО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») Алексей Канаев отметил, что несмотря на прозвучавшую критику, со временем госпрограммы станут реальным инструментом развития области.
Антон Гримов, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам (фракция ЛДПР) также отметил качество выполнения госпрограмм: «Считаем, что программа не может быть признана эффективной, если ряд ключевых показателей не достиг планового значения». Кроме того, по мнению депутата, пристального внимания заслуживает большое количество госгарантий, выданных областью.
На проблемы в выполнении майских Указов Президента обратил внимание член комитета по сельскому хозяйству и продовольствию (фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ) Александр Тельтевской. «В непростом положении также находится малый и средний бизнес, который просто просит ему не мешать. Мы же оказываем помощь нескольким десяткам компаний, а их у нас тысячи. И такая поддержка - капля в море».
Быть более внимательными при проведении оптимизации бюджетной сферы призвал представителей Правительства член комитета по образованию, культуре и здравоохранению (фракция КПРФ) Александр Морозов. По его мнению, повышение зарплат часто идет за счет интенсификации труда. Среди проблем он отметил высокий государственный долг и лидерство подоходного налога в структуре доходной базы региональной казны.
Председатель Вологодской областной организации Общероссийского профсоюза образования Светлана Павлушкова обратила внимание на то, что на цели именно развития необходимо закладывать больше средств.
Подводя итог публичным слушаниям, председатель ЗСО, руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Георгий Шевцов отметил, что, несмотря на сложности 2014 года и кризис региона удалось выполнить все социальные обязательства: «Более 40% жителей области, а это свыше 430 тысяч человек, получают от государства различные меры поддержки, субсидии, субвенции. Кроме того, нам удалось добиться повышения зарплат работникам бюджетной сферы, исполняя Указы Президента РФ. Это и учителя, и врачи, и работники социальной сферы. Поддержали мы также сельское хозяйство – с учетом федеральных денег аграрии получили 2,5 миллиарда рублей. Было выделено также четыре миллиарда рублей на строительство и ремонт дорог. Теперь важно удержать набранный темп».
Спикер областного парламента отметил также, что в ЗСО уже начата работа по формированию бюджета на 2016 год. И потому очень важно проанализировать исполнение государственных программ, в отношении которых звучала критика: «Часть показателей не выполнена, другие не зависят от деятельности департаментов и не помогают решать насущные задачи. Поэтому наша цель при формировании бюджета будущего года учесть эти недостатки, чтобы каждая целевая программа решала проблемы отрасли и в целом служила развитию области и улучшению жизни вологжан».