Структура    Отчет об основных итогах работы постоянного комитета по бюджету и налогам за 2009 год

Отчет
об основных итогах работы
постоянного комитета по бюджету и налогам за 2009 год

 

Работа постоянного комитета Законодательного Собрания области по бюджету и налогам (далее – комитет) в отчетном периоде строилась исходя из основных вопросов ведения комитета, планов мероприятий Законодательного Собрания области, Примерной программы законопроектной работы Законодательного Собрания области. В 2009 году работа комитета осуществлялась по следующим основным направлениям деятельности:

вопросы областного бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;

вопросы налогового законодательства;

вопросы организации бюджетного процесса;

вопросы межбюджетного регулирования, взаимоотношений с федеральным бюджетом, с местными бюджетами;

вопросы государственного долга;

вопросы финансового контроля.

В обязанности комитета входит подготовка заключений по законопроектам, поступившим на рассмотрение Законодательного Собрания области. За отчетный период комитет подготовил к рассмотрению на заседаниях сессий Законодательного Собрания области 43 проекта закона области, по которым комитет является ответственным за сопровождение в Законодательном Собрании области. Также комитетом подготовлены заключения по 21 проекту закона области, по которым комитет является соисполнителем.

Одним из основных направлений деятельности комитета являлась работа над областным бюджетом на 2010 год. Комитетом рассмотрены основные характеристики и показатели проекта областного бюджета на 2010 год, проанализированы заключения и  предложения постоянных комитетов Законодательного Собрания области, экспертно-правового управления Законодательного Собрания области, Контрольно-счетной палаты области, Общественной палаты области и представительных органов местного самоуправления области. Комитет провел ежегодные публичные слушания на тему "О прогнозных показателях социально-экономического развития области и проекте закона области "Об областном бюджете на 2010 год ", на которых состоялась первое  публичное обсуждение областного  бюджета. Докладчиком по основному вопросу парламентских слушаний выступил начальник департамента финансов области С.С. Тугарин, который также ответил на вопросы присутствующих. В работе слушаний приняли участие депутаты Законодательного Собрания области, вице-губернатор области Н.В. Костыгов, начальник департамента экономики Правительства области Л.Г. Иогман, председатель Контрольно-счетной палаты области А.В. Шустикова, представители органов местного самоуправления.

Характерными особенностями проекта закона области об областном бюджете на 2010 год является:

- составление прогноза основных характеристик проекта областного бюджета, основанного на консервативном сценарии развития экономики области;

- снижение общей суммы доходов и расходов областного бюджета по отношению к утвержденным назначениям 2009 года;

- формирование проекта областного бюджета на 2010 год со значительным дефицитом, составляющим 28,7 процента от общего объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений;

- увеличение государственного долга области и объемов бюджетных ассигнований, направляемых на его обслуживание.

В результате работы над законопроектом комитетом было подготовлено сводное заключение на проект областного бюджета, выработан ряд предложений и рекомендаций по уточнению параметров областного бюджета на 2010 год. Большая часть предложений и рекомендаций были учтены в законе области  "Об областном бюджете на 2010 год".

Большое внимание в отчетном периоде уделялось анализу исполнения областного бюджета 2009 года. В 2009 году по сравнению с 2008 годом произошло падение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области на 39,2 процента, что является самым высоким показателем по субъектам, входящим в состав Северо-Западного федерального округа. В процессе исполнения областного бюджета область столкнулась с проблемой сбалансированности бюджетов, снижения занятости населения, сокращения капитальных вложений.

Первоначально областной бюджет на 2009 год был принят на основе экономического прогноза, не учитывающего негативного влияния экономического кризиса. Неблагоприятная ситуация с поступлением налоговых доходов (в первую очередь налога на прибыль организаций), меняющаяся экономическая ситуация потребовала проведения оперативной корректировки областного бюджета. За 2009 год изменения в закон области "Об областном бюджете на 2009 год" вносились 9 раз.

Поправками в закон о бюджете на 2009 год была существенно изменена структура областного бюджета, усилена его социальная направленность. Следует отметить, что областной бюджет на 2009 год носил  явный социальный характер и направлен на реализацию мер по социальной поддержке населения, рынка труда.

Вместе с тем, в рамках бюджета принят ряд мер, направленных на поддержку реального сектора экономики: предусмотрена реструктуризация задолженности юридических лиц по региональным налогам, образовавшейся по состоянию на 1 апреля 2009 года, более активно стали применятся меры по использованию гарантийных механизмов.

В 2009 году были внесены изменения в налоговое законодательство области. Принятие закона области "О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Вологодской области" упростило порядок ведения учета индивидуальными предпринимателями. В условиях кризиса патентная система стимулирует легализацию доходов по традиционно находящимся "в тени" видам деятельности, таким, как перевозка пассажиров, сдача в аренду жилья, бытовые услуги, осуществляемые на дому. Кроме того, закон не только упростит субъектам малого бизнеса взаимоотношения с фискальными органами, но и заставит муниципальные власти активнее работать с индивидуальными предпринимателями, т.к. 90%   собранных налогов будут оставаться  в местных бюджетах. Немаловажно и то, что переход на патент позволит частично решить проблему занятости населения за счет привлечения населения к ведению предпринимательской деятельности.

В 2009 году было пролонгировано на 2010 год действие пониженной  с 15% до 5 % налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения. Соответствующий закон области "Об установлении налоговой ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 2010 год" сохранил государственную поддержку для  таких социально значимых отраслей, как пищевая, легкая промышленность, производство изделий народных художественных промыслов, жилищно-коммунальное хозяйство, туроператорская деятельность в сфере внутреннего туризма.

Комитетом поддержан закон области в соответствии, с которым граждане освобождены от уплаты транспортного налога за 2009 год в отношении легковых автомобилей и мотоциклов (мотороллеров) с годом выпуска до 1990 года включительно, снятых в 2009 году с регистрационного учета в связи с утилизацией. Закон области призван стимулировать владельцев транспортных средств снимать с учета неиспользуемый транспорт, а также позволит улучшить администрирование налога.

В 2009 году предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества зоопарков (с 1 января 2009 года), мелиоративных систем (с 1 января 2005 года), санаторно-курортных организаций (на 2009 год).

В 2009 году комитет подготовил заключения на проекты законов области об исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год.

Комитет подготовил заключения на пять проектов законов области о внесении изменений в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2009 год.

В течение года комитет осуществлял контроль за соблюдением бюджетного законодательства. В рамках текущего контроля рассматривались оперативные отчеты об исполнении областного бюджета.

В повестку заседания  комитета в 2009 году было включено рассмотрение  44 отчетов Контрольно-счетной палаты области о результатах контрольных мероприятий. Ежеквартально на рассмотрение сессии Законодательного Собрания области направлялась информация о результатах деятельности Контрольно-счетной платы области.  

26 мая 2009 года комитет провел публичные слушания, посвященные вопросу исполнения областного бюджета за 2008 год, на которых был  рассмотрен отчет Правительства области.

В 2009 году комитетом проведено 34 заседания, на которых рассмотрено 563 вопроса, в том числе 141 проект федеральных законов, 81 обращение государственных органов и органов местного самоуправления, 48 обращений граждан и юридических лиц.

 

 

Председатель комитета                                                            В.А. Сверчков



Количество просмотров: 1756
Версия для печати Версия для печати
Рекомендовать материал