Деятельность    Информационные материалы    Ежегодные отчеты Губернатора области в ЗСО

Отчет Губернатора области Олега Кувшинникова
о результатах деятельности Правительства области и главы региона
за 2015 год

Уважаемые депутаты Законодательного собрания области, уважаемые вологжане!

Сегодня в соответствии с действующим законодательством я представляю вашему вниманию ежегодный отчет о результатах деятельности регионального Правительства области в 2015 году.

Это мой пятый отчет перед депутатским корпусом, перед вологжанами и я могу сказать, что хотя не все проблемы региона преодолены, мы достигли определенных успехов, решили много задач ради достижения общей цели - обеспечения достойной жизни жителей нашей области.

Остановлюсь на этом подробнее.

Если оглянуться назад, мы вспомним, что один из главных вызовов, с которым мы столкнулись в самом начале нашей совместной работы – это разбалансированный бюджет нашего региона и растущий государственный долг.

Год за годом мы проводили взвешенную бюджетную политику, и в прошлом году нам удалось обеспечить прирост собственных доходов в бюджет области по сравнению с 2014 годом на 1 млрд. рублей.

Более того – впервые за последние годы на полмиллиарда рублей снижен объем государственного долга, и это большой шаг на пути финансового оздоровления региона.

Благодаря поддержке со стороны Минфина, в целях замещения долговых обязательств области в течение двух последних лет области предоставлены бюджетные кредиты в объеме 12 млрд. рублей. Это улучшило структуру государственного долга области и позволило снизить объем расходов на его обслуживание.

Уже в начале 2016 года мы смогли привлечь еще 7 млрд. рублей в виде федеральных кредитов на замещение «дорогостоящих» банковских заемных средств.

Повышение эффективности управления общественными финансами становится вектором дальнейшего социально-экономического развития области и повышения качества жизни населения.

Поэтому в этом году мы поставили перед собой задачу - обеспечить поступление налоговых и неналоговых доходов с ростом на 20 % к уровню 2015 года!

Мы продолжаем работу по разумному расходованию бюджетных средств. И, прежде всего, оптимизируем собственные расходы.

С 2012 года штатная численность государственных гражданских служащих сократилась почти на 1,5 тысячи единиц (в 2015 году по сравнению с предыдущим годом численность сократилась на 91 единицу и составила 2 406 единиц). Тем не менее, по количеству государственных гражданских служащих в расчете на 1 тысячу населения область все еще занимает 64 место среди регионов России и 8 место в СЗФО.

Будем работать дальше! Необходимо к концу этого года данный показатель снизить еще на 9%, к 2020 году – на 27 % и к 2030 году – на 52%, тем самым выйти на 20 место среди регионов России и на 3 место по СЗФО.

В прошлом году мы прекратили выплачивать премии государственным гражданским служащим в органах исполнительной государственной власти области, а также существенно сократили расходы на командировки. Проведенные мероприятия позволили за период 2012-2015 годов сократить расходы на сумму 146,8 млн. рублей.

Также установление норм на использование служебного автотранспорта в органах государственной власти области и активное внедрение системы ГЛОНАСС позволили снизить расходы на 2,5 млн. рублей в 2015 году.

Благодаря переходу на «электронный документооборот» сократились расходы и на приобретение канцтоваров и офисной бумаги. Экономический эффект составил 2,1 млн. рублей.

Также проведение закупок на конкурентных условиях позволило сократить расходы консолидированного бюджета области в 2015 году на 1,1 млрд. рублей, что на 57% больше уровня предыдущего года, в том числе по государственным закупкам – на 575 млн. рублей.

Уважаемые коллеги!

Следующий вызов, который мы преодолеваем совместными усилиями, это непростая экономическая ситуация.

Нельзя сказать, что неблагоприятные внешние экономические условия прошлого года минули наш регион, но, считаю, что своевременно принятые антикризисные меры доказали свою эффективность и разработанный в начале прошлого года антикризисный план дал определенный эффект:

по итогам 2015 года индекс промышленного производства в Вологодской области показал свой рост на 1,8 % на фоне снижения общероссийского показателя (в России – 96,6 %). Вырос и объем продукции сельского хозяйства – 103,8 % (в России – 103 %). Благодаря сдерживающим мерам удалось не допустить резкого роста потребительских цен. Индекс потребительских цен в декабре прошлого года составил 112 %, в России – 113 %.

Безусловно, кризисные явления сказались на уровне доходов населения области. Ускорение инфляции привело к падению реальной заработной платы на 11,7 %, а величина среднедушевых доходов в реальном выражении снизилась на 1,6 % относительно 2014 года.

Тем не менее, области удалось сохранить на общероссийском уровне позиции среди регионов России по величине среднемесячной заработной платы и обеспечить рост заработной платы работников бюджетной сферы по всем категориям работников, обозначенных в указах Президента Российской Федерации.

Тем не менее, в прошлом году мы не достигли одного из 9 показателей по повышению заработной платы, а именно по воспитателям детских садов (99,5% из 100%). Да, результаты по сравнению с 2014 годом значительно улучшены, так как недостигнутых показателей было 6 из 9. Но нам необходимо, безусловно, выполнять указы Президента и обеспечить достижение всех установленных показателей в этом году!

Уважаемые коллеги!

Заложенный качественный экономический фундамент позволяет нам по-прежнему удерживать звание промышленного региона. В 2015 году область заняла 18 место в Российской Федерации и 5 в СЗФО по объему промышленной продукции в расчете на душу населения – 433,6 тысяч рублей. По данному показателю область поднялась на 3 позиции в общероссийском рейтинге и на одну – в рейтинге регионов СЗФО.

В 2015 году в области достигнуты исторические рекорды:

по производству: чугуна – 9,2 млн. тонн, максимум с 1991 года;

минеральных удобрений – 5 млн. тонн, максимум с 1990 года;

производству собственной электроэнергии – 10,8 млрд. кВт-часов, максимум с 1990 года.

Позитивная динамика происходит, в том числе, за счет внедрения инвестиционных проектов, которые реализуются в приоритетных для региона отраслях: металлургической, химической, углубленной переработке древесины, машиностроении и производстве продуктов питания.

В 2015 году объем инвестиций в основной капитал составили 84,4 млрд. рублей, что больше почти на 6% по сравнению с 2014 годом. За четыре года (с 2012-2015 годы) в экономику области удалось привлечь более 390 млрд. рублей инвестиций. Увеличение к уровню 4 предыдущих лет (2008-2011 годы) составило 23%.

Приведу примеры:

компанией «ФосАгро» при совместной работе с Правительством области реализованы инвестиционные проекты по строительству новых высокотехнологичных производств: энергоэффективного производства аммиака, производства гранулированного карбамида и строительство нового производства сульфата аммония;

компания «Северсталь» осуществляла строительство комплекса по производству автомобильного листа – металлов с полимерным покрытием металла;

продолжалась работа по созданию инфраструктуры для реализации проекта по строительству целлюлозного завода (группа компаний «СВЕЗА»);

Череповецкий фанерно-мебельный комбинат реализовывал проект по организации производства стружечно-цементных плит и стеновых панелей на площадке индустриального парка «Череповец».

Благодаря реализации инвестиционных проектов только в 2015 году на территории области было создано более 3,5 тысяч, что на 40% больше, чем в 2014 году.

Уверен, что реализация таких масштабных проектов послужит стимулом для создания и развития ряда смежных производств, обеспечит мультипликативный эффект в развитии экономики.

Благодаря созданной в регионе инфраструктурной поддержке, активно реализовывались инвестиционные проекты и малым, и средним бизнесом:

открыт гостиничный комплекс в международном аэропорту Вологодской области («SKY-PARK HOTEL»);

введено предприятие по производству частотно-регулируемых приводов (СКДМ);

запущено производство железобетонных изделий на ООО «ГК Стройтехсервис»;

реализуются проекты по производству базальтовой теплоизоляции и выпуску высокоточных и малошумных подшипников, а также многое другое.

Все это говорит о том, что мы уверенно двигаемся вперед в создании благоприятных условий для инвесторов. Мы видим цель и, по-прежнему, выстраиваем политику, направленную на развитие инвестиционной привлекательности региона, а также поддержки малого и среднего бизнеса.

Это подтверждает тот факт, что область по состоянию инвестиционного климата в субъектах РФ поднялась на 31 место, а доля занятых в малом бизнесе в регионе почти в 1,5 раза больше, чем в среднем по России.

Наш регион вошел в первую десятку субъектов РФ по объему финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, ведь объем государственной поддержки предприятий, занятых в реальном секторе экономики, увеличился до 1,1 млрд. рублей.

Все это привело к увеличению доли продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, которая по итогам 2015 года составила 14,7% ВРП. Считаю, что при наличии в области промышленных гигантов, такая доля очень даже неплоха.

Также в 2015 году продолжалась работа по реализации проекта «Синергия роста», итогом работы которой стало увеличение объема закупок «Северстали» и «ФосАгро» у предприятий малого и среднего бизнеса области на 24 % по сравнению с предыдущим годом, что составило 10,6 млрд. рублей.

Уважаемые коллеги!

Несколько слов хочу сказать о результатах деятельности лесопромышленного комплекса области в 2015 году. Так, по итогам года здесь также сохранилась положительная динамика. Индекс производства в деревообработке в 2015 году по сравнению с предыдущим годом составил - 101,1 %, целлюлозно-бумажном производстве – 123,3 %.

Хочу отметить, что область по - прежнему занимает одно из ведущих мест среди субъектов России по наличию лесосырьевых ресурсов и имеет огромный потенциал в развитии ресурсных кластеров.

Именно поэтому мы находимся на 1 месте в России по количеству приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. У нас реализуется 19 проектов из 120 на общую сумму более 12 млрд. рублей. Полностью завершены 6 крупных инвестиционных проектов с объемом вложенных инвестиций около 5 млрд. рублей.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию и ограничение экспортных поставок, нам удается удерживать позиции по объему выпуска основных видов продукции деревообработки. Доля переработки древесины внутри региона ежегодно повышается и уже составляет 68%, что превышает общероссийский показатель.

Активное развитие в прошлом году получила биоэнергетика. В регионе действуют 22 предприятия, выпускающих биотопливо из древесного сырья. В 2015 году объем производства топливных гранул (пеллет) вырос по сравнению с предыдущим годом на 11%, составив 30 тысяч тонн.

Динамично развивается и сегмент деревянного домостроения: в 2015 году выпуск деревянных домов заводского изготовления вырос в сравнении с прошлым годом на 25 %.

Безусловно, лес, это наше богатство и мы должны его беречь!

Мы продолжаем активную работу по борьбе с нарушением лесного законодательства. По итогам 2015 года ущерб от незаконной рубки леса сократился на две трети. Количество фактов и объемы «лесного» браконьерства уменьшились на треть.

Еще одна важная задача - это обеспечение пожарной безопасности в лесах.

По итогам 2015 года лесных пожаров на территории области было в 10 раз меньше, чем в 2014 году. Практически все пожары (93%) были ликвидированы в первые сутки после обнаружения (всего было зарегистрировано 46 лесных пожаров на площади 26 га).

Считаю, что это очень важные достижения прошлого года.

Но уже 1 квартале 2016 года рост лесных пожаров повысился на 37%. Поэтому, в целях недопущения распространения огня на больших площадях и обеспечения оперативности тушения пожаров ставлю задачу - обеспечить тушение возгораний леса в первые сутки.

Уважаемые коллеги!

Продолжая осуществлять в регионе политику продовольственной безопасности и импортозамещения, хочу сказать, что сдвиги в сельском хозяйстве области произошли значительные. Аграрная отрасль постепенно становится одним из драйверов региональной экономики, а достигнутые показатели в АПК позволяют области выглядеть достойно на фоне других регионов страны. Как я уже сказал выше, объем продукции сельского хозяйства в 2015 году вырос и составил 103,8%.

Положительным моментом является и то, что потребность населения в качественных продуктах в 2015 году все больше стала удовлетворяться за счет продукции пищевых предприятий региона.

За прошедший год импорт продовольственных товаров на территорию области сократился на 27%, одновременно экспорт продовольственных товаров и сырья для их производства вырос на 5,5%.

Сегодняшний уровень сельхозпроизводства в области позволяет на 100% обеспечить население области рядом продовольственных ресурсов. Например, регион перекрывает собственную потребность в молоке в 1,5 раза, в яйце – в 1,3 раза, в картофеле – в 2 раза.

Но нас не радуют показатели по обеспеченности мясом и овощами собственного производства. Так, обеспеченность населения мясом составила 41%, овощами – 46%. По производству мяса (на душу населения) регион занимает 61 место в РФ и 6 место по СЗФО. С 2011 года мы снизились на 15 и 2 позиции соответственно. И это недопустимо, так как Вологодчина всегда была и будет аграрным краем.

Поэтому перед Департаментом сельского хозяйства и продовольственных ресурсов и курирующим заместителем Губернатора области ставлю задачу по увеличению обеспеченности населения области мясом и овощами собственного производства.

Считаю, что нужно стремиться к высокотехнологичному сельскому хозяйству. Для этого мы ежегодно выделяем государственную поддержку, которая в 2015 году составила 2,6 млрд. рублей.

Данные средства были направлены, в том числе, на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих объектов. Наиболее крупные открылись в Грязовецком и Тотемском районах. Сегодня в области работают 35 современных доильных залов.

В итоге в 2015 году произведено рекордное за последние 7 лет количество молока – 470 тысяч тонн. Мы заняли 4 место по России по производству молока сельхозорганизациями на душу населения.

Я уверен, что достигнуть больших результатов поможет создание Молочного кластера области, стратегию и программу развития которого мы разработали в прошлом году.

Географически кластер образован на территории традиционного центра молочной промышленности в поселке Молочное, родине вологодского масла, поэтому проекты Молочного кластера продолжат традиции региона, среди которых создание молочных продуктов с особыми свойствами, высокая инновационная составляющая и жесткий контроль качества.

Каких же мы ожидаем результатов?

Это, прежде всего, укрепление позиций молочных продуктов на российском рынке, продвижение их на международный рынок, а также сохранение количества занятых на предприятиях кластера при одновременной модернизации основных технологических процессов и как результат - вхождение региона в ТОП-20 регионов-производителей молока и молочных продуктов.

Уверен, что только внедряя высокотехнологичные процессы в народное хозяйство мы сможем обеспечить продовольственную безопасность территорий и более активно развивать импортозамещение.

В связи с этим хочется привести пример деятельности рыботоварной фирмы «Диана» в поселке Кадуй, которая является флагманом рыбоводства в области, крупнейшим Российским осетровым хозяйством, обладающим хорошим потенциалом импортозамещения.

На предприятии содержится самое крупное в России маточное стадо осетровых рыб. Ежегодно предприятие производит товарную рыбу и пищевую чёрную икру осетровых рыб.

Внедрение передовых технологий в рыбоводстве и акцент на селекционно-племенную работу позволили предприятию увеличить производство чёрной икры осетровых рыб более чем в 5 раз за последние 8 лет с 4 тонн в 2008 году до 22 тонн в 2015 году.

Доля Вологодской области в производстве данного деликатеса составляет 60% от всего производства чёрной икры в России. Предприятие планирует в будущем наращивать объёмы производства и достичь показатель 40 тонн в год.

Уважаемые депутаты!

Будущее Вологодчины мы напрямую связываем с развитием туризма – отрасли, которая по своим возможностям и перспективам может стать одним из ведущих направлений в экономике региона, так как развитие туризма дает экономике мультипликативный эффект, а это развитие всех сопутствующих сфер: общественное питание, транспорт, музеи, торговля, мастера народных художественных промыслов.

Благодаря нашей активной работе 2015 год для туристской отрасли стал лучшим. Число участников путешествий по области составило около 3 млн. посетителей (2,7) и увеличилось по сравнению с 2014 годом на 10% (в 2014 году – 2,4 млн. посетителей). Вложения инвесторов в туристскую инфраструктуру в 2015 году составили более 500 млн. рублей.

Справочно:

По сравнению с 2005 годом:

количество туристов в области увеличилось в 2,3 раза (с 316 тыс. человек до 724 тыс. человек);

количество экскурсантов в области - в 2,7 раза (с 729 тыс. экскурсантов до 1981 тыс. экскурсантов):

объем туристских и гостиничных услуг увеличился в 4,3 раза (с 567 млн. рублей до 2423 млн. рублей);

количество туристских организаций - в 3 раза (с 80 до 239).

В 2015 году создано и построено 75 новых объектов туристской инфраструктуры (40 объектов показа, 14 гостиниц, 17 гостевых домов, 4 базы отдыха).

Мы активно работаем с федерацией, и сейчас область входит в число 17 регионов России, получивших федеральное финансирование на развитие туристско-рекреационных кластеров, в 2013-2015 годы. А также в число 40 регионов России, туристско-рекреационные кластеры которых вошли в Реестр инвестиционных проектов для включения в перечень мероприятий федеральной Программы на 2017-2018 годы.

Хочу еще добавить, что в 2015 году область включилась в реализацию глобального историко-культурного и туристского проекта Минкультуры России «Серебряное ожерелье» и в 2016 году подписано соглашение со всеми участниками проекта. Уверен, его реализация еще больше будет способствовать развитию этой отрасли. И мы сможем составить конкуренцию проекту СССР – «Золотое кольцо».

Уважаемые коллеги!

Говоря об итогах прошлого года, не могу не остановится на, пожалуй, самом главном направлении нашей работы – это обеспечение достойной жизни вологжан. Это и повышение качества социальной сферы и качества инфраструктуры и жилья.

Для нас очень важным достижением 2015 года стал показатель продолжительности жизни. Впервые он достиг отметки в 70,4 года!

Мы видим положительную динамику и в росте числа родившихся. Всего в прошлом году родилось 16 тысяч 381 малышей, что на 1,5% больше по сравнению с прошлым годом

Отмечу, что в прошлом году наблюдалось наименьшее значение показателя смертности в области за последние 17 лет.

Уверен, что этому способствовала и работа, направленная на модернизацию здравоохранения.

В области увеличилось число медицинских учреждений, предоставляющих высокотехнологичную медицинскую помощь (с 6 до 9 учреждений), объем оказания которой в 2015 году вырос в 7 раз.

На 40% обновился парк машин скорой помощи.

Все большее количество вологжан, около 20% населения области, проходит ежегодную диспансеризации,.

Но, нельзя закрывать глаза на сохраняющиеся проблемы. По-прежнему актуальна проблема роста цен на лекарства, нехватка медицинских кадров, с чем, в свою очередь, связана проблема очередей в медицинских учреждениях.

Мы предпринимаем все возможные меры, мы совершенствуем систему здравоохранения, чтобы она работала без сбоев.

Благодаря нашим многочисленным обращениям в 2015 году мы дополнительно получили почти 70 млн. рублей из федерального бюджета на лекарственное обеспечение граждан, в том числе для больных редкими (орфанными) заболеваниями. В 2016 году надеемся на аналогичную поддержку со стороны федерального бюджета.

Также для обеспечения доступности лекарственной помощи сельскому населению, особенно льготным категориям граждан, в области завершается формирование государственной аптечной сети. В результате будет улучшено обеспечение льготными лекарствами, введена электронная система выписки рецептов «Аптека - онлайн». Также будет сформирована единая социально-ориентированная политика ценообразования.

В 2015 году за счет средств областного бюджета было обеспечено лекарственными препаратами более 40 тысяч человек. Сумма оказанной им лекарственной помощи составила более 200 млн. рублей, что выше уровня 2014 года на 16%.

Для решения кадровой проблемы мы продолжаем целевую контрактную подготовку молодежи, а также единовременные компенсационные выплаты (в размере 1 млн. рублей в 2015 году 22 медицинским работникам, на 2016 год запланированы единовременные компенсационные выплаты 35 врачам, в размере 100 тысяч 20 врачам, проживающим и работающим в сельской местности).

С этого года мы приступили к реализации проекта по формированию доброжелательного пространства в медицинских организациях, который будет способствовать уменьшению очередей, удобству записи на прием, возможности получить необходимую медицинскую помощь в максимально короткие сроки.

Уважаемые коллеги!

Без сомнения качество медицинского обслуживания играет большую роль, но по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) на здоровье человека оно влияет только в 10%, а 50% - его образ жизни (по 20% - окружающая среда и наследственность).

Здоровый образ жизни все больше становится приоритетом, все больше вологжан занимаются физкультурой и спортом. В области в 2015 году данная доля возросла и составила 27,5% – это максимум за последние четыре года.

Этому способствует и строительство новых спортивных объектов. В прошлом году завершено строительство 3 крупных спортивных сооружений:

универсальный физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Никольске;

ледовая арена в г. Великом Устюге;

укладка искусственного футбольного покрытия на стадионе «Сокол» в г. Соколе.

В общей сложности в 2015 году в муниципалитетах области было открыто после ремонтов или перепрофилирования 12 спортивных объектов.

Уважаемые депутаты!

Качественная жизнь завтра - это качественное образование сегодня.

В прошлом году мы успешно завершили федеральный проект по модернизации региональных систем дошкольного образования. Нами выполнена задача, поставленная Президентом России, по обеспечению доступности дошкольного образования к 2016 году. На 1 января 2016 года доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет в области составила 100,0% (по РФ – 99,2%).

353 млн. рублей в прошлом году были направлены на строительство и капитальный ремонт 27 детских садов, что позволило создать более 1,5 тысяч дополнительных мест в детских садах. Всего за три года выделено и освоено более 2 млрд. рублей, построено 8 новых зданий детских садов, отремонтировано 38, создано около 7 тысяч новых мест.

Это глобальный результат.

Сейчас пришла очередь школ. Мы приложим все усилия для получения средств федерального бюджета с целью создания новых мест в общеобразовательных организациях.

Постановлением Правительства утверждена программа, по итогам реализации которой все обучающиеся области к 2025 году станут обучаться в одну смену и 100% обучающихся из зданий школ с износом 50% и выше перейдут в новые школы. Все это, безусловно, будет влиять и на качество образования.

А оно в нашем регионе по-прежнему остается на высоком уровне.

Так, в 2015 году в ТОП-500 лучших вошли три школы области, в ТОП-200 - вошли 2 школы, в перечень ТОП-25 третий год подряд включен «Вологодский многопрофильный лицей».

Уважаемые депутаты!

Все вы согласитесь с тем, что качество жизни населения определяют его доходы, занятость и социальные гарантии.

Не удивительно, что в 2015 году ситуация на рынке труда была сложнее, чем в предыдущем году, что обусловлено действующими экономическими процессами и проблемами.

Численность безработных на конец 2015 года составила более 10 тысячи человек, что на 2 тысячи превысило аналогичный показатель 2014 года. Уровень регистрируемой безработицы увеличился с начала года с 1,3% до 1,6% (по России рост с 1,2% до 1,3%). Хотя это и значительный рост, но нам удалось не допустить массовых высвобождений работников с предприятий и резкого роста напряженности.

Социальная защищенность граждан в складывающийся непростой период требует особого внимания.

С каждым годом мы увеличиваем объем социальных выплат. В 2015 их получили более 420 тысяч человек малоимущих граждан, инвалидов и ветеранов. За год было выплачено более 7 млрд. рублей (в 2014 - 7,2 млрд. рублей, 2013 - 6,2 млрд.).

Мы продолжаем вести адресную социальную политику и помогаем тем, кто больше в этом нуждается.

Так, мы увеличили выплаты малоимущим семьям на третьего и каждого последующего ребенка с 7,2 тысяч рублей до 8,2 тысяч рублей. В этом году выплата уже составляет 10, 6 тысяч рублей.

Продолжена выплата «областного материнского капитала» (в размере 100 тысяч рублей при рождении третьего или последующего ребенка), которая в с 2012 по 2015 год выплачена уже более 6 тысячам семей. В результате этих мер в области сохранилась тенденция роста количества многодетных семей. На начало 2015 года их насчитывалось более 11 тысяч, а на конец 2015 года – более 12 тысяч семей.

Хочу также отметить, что пособие на основании социального контракта также пользуется популярностью. В 2015 году его получили более 3,5 тысяч малоимущих семей, на это направлено более 62 млн. рублей.

Особая группа, требующая нашего внимания - это люди старшего поколения, которым социальные услуги на дому предоставляются бесплатно. Этот перечень был расширен и сейчас в него входят участники и инвалиды Великой Отечественной войны; вдовы погибших и участников войны, граждане, принимавшие участие в разминировании на территории Вытегорского района в годы войны и в послевоенные годы, а также жители области, чей среднедушевой доход на дату обращения составлял менее 1,5 величины прожиточного минимума. В результате этого количество граждан, получающих в 2015 году социальные услуги на дому бесплатно, в сравнении с 2012 годом, увеличилось в 5 раз.

Мы будем и дальше искать способы поддержки нашего населения, в том числе инвалидов.

В 2015 году доступными для инвалидов стали около 50% (47%) приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры.

В прошлом году мы повысили и уровень трудоустройства инвалидов. По данному показателю область среди субъектов РФ занимает 27 место.

Уважаемые коллеги!

Возвращаясь к основным направлениям улучшения качества жизни населения области, нельзя не вспомнить о том, с чем сталкивается каждый человек каждый день. Это те условия, в которых живет человек, это его дом, это дороги, это инфраструктура.

Все больше вологжан приобретают свое жилья. В последние три года эта сфера жилищного строительства развивалась очень высокими темпами. В 2015 году было введено более 860 тыс. кв. м. – это исторический максимум за 70 лет. Строительство жилья эконом класса по сравнению с 2010 годом увеличилось в 3 раза.

По итогам 2015 года Вологодская область, заняла 20 место и вошла в число лучших регионов Российской Федерации по исполнению Указа Президента № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Среди субъектов Российской Федерации по вводу жилья на 1000 человек область занимает 13 место в России и 4 место - в СЗФО.

Но высокие темпы жилищного строительства порождают различные и проблемы. При комплексной застройке зачастую наблюдается отсутствие социальной инфраструктуры.

Поэтому главам районов и городов необходимо утверждать проекты планировки территорий до начала строительства, исключить точечную застройку, развивать микрорайоны комплексно с привлечением бизнеса, с использованием государственно-частного партнерства и, конечно же, с учетом строительства необходимых социальных объектов и обеспечения транспортной доступности!

Уважаемые коллеги!

За последние годы нам удалось сдвинуть один из самых проблемных вопросов - обеспечение детей-сирот жилплощадью. Так, в 2015 году поддержку получили 177 детей-сирот. В стадии строительства находятся более 500 квартир, которые по завершению их строительства будут также предоставлены детям-сиротам.

Пожалуй, одним из самых проблемных вопросов, остается вопрос переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

В 2015 году мы переселили из аварийного жилья 3,5 тысячи человек, что в 3 раза больше, чем в 2014 году. Ввели в эксплуатацию 81 многоквартирных дома.

Взятые обязательства мы практически выполнили, но проходили эти процессы достаточно напряженно. Приходилось неоднократно усиливать работу с рядом районов, которые не укладывались в установленные сроки (Вологодский, Сокольский и Грязовецкий районы).

Все эти события вызвали критику со стороны федеральной власти. Произошла приостановка (блокировка) средств (32 млн. рублей) до завершения строительства 2-х домов в указанном районе. Контроль за данным направлением будет усилен, в том числе через созданную в декабре 2015 года Службу единого заказчика, чтобы 3 и 4 этапы программы были осуществлены в положенные сроки.

Также серьезно должен быть усилен контроль со стороны курирующего заместителя Губернатора области.

Конечно, говоря о работе данной сферы, хочу остановиться на проведении в области капитального ремонта многоквартирных домов, ведь по сути именно в прошлом году мы подошли к этой работе комплексно. И по итогам года работы по капитальному ремонту выполнены в 204 многоквартирных домах.

На 2016 год мы ставим задачу отремонтировать 559 домов, это в 2 раза больше, чем в прошлом. Мы планируем провести более тысячи видов ремонтов, при чем, применяя комплексный ремонт, то есть по 2-3 ремонта одновременно на одном доме.

Хочу сказать, что собираемость взносов в области составляет 80% и по освоению собираемых на капитальный ремонт средств область находится на 5 месте среди субъектов РФ. Это хорошие показатели.

Но мы ставим перед «Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области» новые задачи. С этого года максимальное количество средств - 90% должно идти на ремонты без переноса средств на другой год. И главное, что особое внимание нужно уделять качеству проведения ремонтов.

Уважаемые коллеги!

Еще одна злободневная тема наиболее волнующая вологжан – это развитие инженерной и транспортной инфраструктуры. Она является самой сложной с точки зрения модернизации отрасли. Для выхода отрасли из кризисного состояния требуется значительное обновление основных фондов. А это требует вложения значительных средств, поэтому без частных инвестиций нам не обойтись. Мы делаем все возможное для привлечения негосударственных средств.

Так в сфере теплоэнергетики в течение прошлого года реализовывалось 12 инвестиционных проектов. Общий объем инвестиций составил более полутора миллиардов рублей (1,6). Построены, модернизированы и переоборудованы 11 источников теплоснабжения (в Вологодском, Шекснинском, Белозерском, Череповецком районах, а также в Вологде и Череповце).

В 2015 году мы продолжили переход на местные виды топлива. В области разработана Программа до 2020 года по плановому переводу котельных, использующих в качестве топлива каменный уголь, на современное твердое биотопливо. В результате в прошлом году произошло снижение потребления каменного угля почти на 10 тыс. тонн или на 12%. Развитие данного направления остается в приоритете.

Также актуальной остается тема газификации региона. На сегодняшний день он отстает от среднероссийского уровня (уровень газификации в регионе составил 62,6%, по России – порядка 65%) и природный газ доступен по-прежнему 15 районам из 26.

К 2020 году мы ставим задачу по газификации 21 района области и увеличения уровня газификации до 72%.

Уважаемые депутаты!

Нет смысла скрывать, что одной из самых сложных и «больных» тем для региона остается развитие дорожной инфраструктуры. Надо признать, что в области недостаточно финансовых ресурсов для обеспечения нормативного транспортно - эксплуатационного состояния дорожной сети регионального значения.

Но, несмотря на ограниченность средств, в 2015 году проведена значительная работа по строительству, реконструкции, ремонту автодорог и восстановлению мостов.

Большая часть средств, 37% (1,5 млрд. рублей), регионального дорожного фонда, объем которого составил около 4 млрд. рублей, направлена на содержание региональных дорог. Благодаря чему в 2015 году по сравнению с 2014 годом количество погибших в ДТП в области снизилось почти на 27%. Это 50 спасенных человеческих жизней. Замечу, что этому способствует также и внедрение системы «Безопасный город».

Часть средств - 250 млн. рублей (около 5%) была направлена на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения. Конечно, этих средств недостаточно. Системные «недоремонты дорог», переносы ремонтов на отдаленные и порой неопределенные сроки привели к тому, что разрушение дорог идет прогрессирующими темпами.

Мы видим эту проблему, мы знаем, что происходит.

Поэтому нами было принято решение в 2015 году бюджетам муниципальных образований области предусмотреть субсидии и межбюджетные трансферты в сумме 849 млн. рублей, что составляет 21,3% от общего объема средств Дорожного фонда области.

Кроме того, в текущем году двум городским округам мы дополнительно выделяем субсидии в размере по 300 млн. рублей каждому городу. Также по решению Градостроительных Советов нами принято решение выделить Вологде и Череповцу еще по 100 млн. рублей.

Одним из основных доходных источников регионального Дорожного фонда является транспортный налог. Поэтому с целью увеличения объемов Дорожного фонда области необходимо ежегодно принимать исчерпывающие меры по увеличению собираемости транспортного налога. Прошу курирующему заместителю Губернатора области взять данную тему под особый контроль.

Одним из положительных моментов текущего года области считаю привлечение в сферу дорожного хозяйства более 10 млрд. рублей федеральных средств, вложенных в объекты федеральной собственности, в модернизацию федеральных трасс.

Также в 2015 году в бюджет Вологодской области впервые привлечены значительные средства федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов в объеме 656 млн. рублей с целью выполнения задачи, поставленной Президентом России, по удвоению объемов строительства (реконструкции) автомобильных дорог, а также на финансирование дорожной деятельности (2014 - 30 млн. рублей).

Отмечу, что за последние 5 лет построено (реконструировано) порядка 70 км автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения, отремонтировано порядка 90 км автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и порядка 500 км автомобильных дорог местного значения. И это неплохой результат.

Считаю, что для сохранности существующей сети дорог общего пользования необходимо продолжать ежегодно направлять из Дорожного фонда не менее 40% финансовых средств на содержание дорог.

Необходимо увеличивать объемы по ремонту участков автодорог на опорной сети автодорог общего пользования, где наблюдается высокая интенсивность дорожного движения;

Считаю, что нужно свести к минимуму строительство новых объектов и строить только при их технико-экономическом обосновании. Также нужно усилить работу по привлечению федеральных средств и привлечению государственно-частного партнерства для строительства объектов дорожной инфраструктуры.

Поручаю департаменту дорожного хозяйства и транспорта и курирующему заместителю Губернатора области при разработке государственной программы учитывать данные приоритеты.

Уважаемые коллеги!

Особый акцент в 2015 году мы сделали на работу по реализации реформы местного самоуправления. Ведь сложившаяся экономическая ситуация потребовала от нас поиска новых способов экономии бюджета, поэтому работа по укрупнению сельских поселений, в рамках 131-го Федерального закона, активно реализовывалась в прошлом году.

Сформированы оптимальные типовые штатные расписания; изменены нормативы на обеспечение деятельности органов местного самоуправления в сторону их увеличения.

Мы на 33% снизили количество муниципальных служащих в сельских поселениях, но за счет экономии мы смогли с января 2015 года поднять среднюю зарплату муниципальных служащих районов до средней зарплаты по экономике. Мы смогли предоставить поддержку на развитие укрупненных поселений, и если в 2014 году уровень поддержки составил 40 млн. рублей, то в 2016 году мы предоставим более 120 млн. рублей.

Мы продолжаем реализацию проекта «Народный бюджет» и увеличиваем средства на данный проект. Уверен, что в 2016 году проект заработает с новой силой, так как к нему присоединятся вновь образованные объединенные поселения, с сильным ресурсным потенциалом и с большими планами на будущее развитие.

Еще один прорывной общественный проект, который стартовал в прошлом году – проект «Команда профессионалов». Он направлен на формирование профессионального экспертного сообщества и кадрового резерва региона.

Вологодская область богата профессионалами своего дела. Но это не просто компетентные специалисты в своей отрасли, это люди, которые готовы делиться своим опытом, своими знаниями с жителями области. Это люди, чей профессионализм, компетентные оценки и суждения важны и полезны в процессе принятия управленческих решений на уровне области и муниципалитетов.

Сейчас достойный потенциал этих людей работает только на пользу конкретной сферы, где они задействованы. А мы хотим, чтобы их компетенция работала на благо всей области. Их экспертные оценки, профессиональный взгляд на проблемы, на выработку эффективных путей решения этих проблем очень полезны для вологжан.

Мнение участников экспертного сообщества будет важно услышать и учесть в реализации социально значимых и кадровых проектов, в экспертной оценке стратегических и программных документов,

Так, мы привлекли экспертов из «Команды профессионалов» к разработке основных направлений Стратегии развития региона до 2030 года, которая была представлена вашему вниманию на форуме «Время профессионалов».

Действующая в настоящее время Стратегия до 2020 года, принятая в 2010 году, разрабатывалась в других политических и экономических условиях, и не учитывала новейшие вызовы. В том числе и вызов, который с каждым годом приобретает все большую остроту – это проблема снижения численности населения.

Именно грамотная и эффективная политика в части создания условий для здоровой, продолжительной жизни и личного развития, привлечения в область квалифицированных специалистов с других территорий станет стимулом развития экономики в ближайшие годы.

Это подтверждает и проведенный по странам мира и регионам России анализ соотношения темпов экономического роста и динамики численности населения. Он убедительно доказывает, что экономический рост выше там, где наблюдается устойчивый рост численности населения.

Поэтому цель новой Стратегии - это сохранение демографического потенциала и развитие человеческого капитала за счет конкурентоспособности области.

В настоящее время работа над проектом Стратегии социально-экономического развития области на период до 2030 года завершается. И в прошлом, и в текущем году мы с вами провели значительную работу по разработке данного документа. Отмечу, что депутатский корпус активно принимал участие в обсуждении Стратегии. Я благодарю вас за высказанные предложения, которые будут, без сомнения, будут учтены.

Уважаемые коллеги!

Заканчивая свое выступление хочу сказать, что за прошедшие годы в области сложился эффективный союз органов исполнительной и законодательной власти. Хотелось бы отметить нашу совместную работу по формированию регионального законодательства, отметить, что большинство проектов областных актов были направлены на улучшение благосостояния вологжан, обеспечение стабильности и согласия в обществе, повышение качества законотворческой деятельности. И главное, что мы сумели по большинству ключевых вопросов найти компромиссное решение.

Я благодарю вас за сотрудничество!

Впереди наш ждет новый вызов – это выборы в представительные органы федерального, регионального и муниципального уровня. Придерживаясь своих взглядов, отстаивая интересы своих будущих избирателей, я призываю вас занимать конструктивную позицию и работать на благо вологжан! Только так мы преодолеем все трудности и сможем достичь высоких результатов.

Только вместе, только вперед!


Возврат к списку

Рекомендовать материал