История развития представительной власти Вологодской области
и образование Законодательного Собрания области

1608 год - организация в Вологде "Думы" из представителей администрации, купечества и иностранцев для охраны товаров, скопившихся в городе в начале крестьянской войны.

1780 год, 25 января - Указ об учреждении Вологодского наместничества из Архангелогородской губернии с присоединением части от Каргопольского уезда Новгородской губернии и части Кологривского уезда Костромского наместничества.

1780 год, 30 июня - первые гражданские выборы в магистрат, совестный суд и городскую думу. В городе открыты присутственные места.

1796 год - упразднено наместничество.

1797 год - образование Вологодской губернии.

Развитие "начал местного самоуправления" датируется 1864 годом, после утверждения 1 января Положения о земских учреждениях.

Главой местной администрации стал губернатор, подчинявшийся министру внутренних дел России. Он возглавлял губернское правление - главное административно-полицейское учреждение системы МВД, подчиненного Сенату.

Губернскому правлению подчинялись дворянские и городские опеки, уездные и земские суды, управы благочиния, городские думы, полицмейстеры, городничие, земские исправники и другие организации и чины.

Реформа по укреплению губернской администрации в 1865 году привела к тому, что губернское правление потеряло свою самостоятельность и превратилось в исполнительный орган губернатора.

Функции губернатора и губернского правления были столь обширны, что для разгрузки их деятельности в первой половине ХIХ века был создан ряд коллегиальных и совещательных учреждений - комитетов, комиссий, присутствий.

Помимо государственных учреждений в России действовала система органов сословного, городского и земского самоуправления.

1785 год, 21 апреля - на основании "Жалованной грамоты дворянству" было учреждено Вологодское губернское дворянское депутатское собрание - выборный орган, ведавший делами дворянского общества и призванный охранять права и привилегии дворян.

Дворянское собрание избирало губернского предводителя дворянства. Прочность положения и авторитет губернатора в глазах дворянства всецело зависели от его взаимоотношений с губернским предводителем дворянства.

1785 год, 21 апреля - "Грамота на права и выгоды городам Российской империи" дает право на учреждение городской думы - распорядительного органа, осуществляющего административные и налоговые функции и ведавшего городским хозяйством.

По городскому положению от 1892 года участвовать в выборах гласных думы могли только те жители города, которые имели недвижимость на сумму 1000-1500 рублей в губернском городе и 300 - в уездном.

В число избирателей входили и владельцы предприятий, имевшие гильдийские свидетельства.

Из числа гласных выбирался исполнительный орган думы - городская управа, состоявшая из городского головы, его помощника, двух членов и секретаря. Городской голова возглавлял и думу, и управу, координируя их работу.

В 1870 году Вологодская губерния, как и вся Россия, перешла на систему земств. С 3 по 11 марта этого года состоялось первое губернское земское собрание. На нем была сформирована губернская земская управа. В уездах возникли уездные земские собрания и управы. Земские собрания осуществляли общую распорядительную власть и контроль за земскими управами - исполнительными органами земства.

Выборы в земские управы проводились тремя избирательными съездами - уездных землевладельцев, городских и выборных от сельских обществ.

Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях из расчета один губернский гласный на шесть уездных сроком на 3 года.

Из числа гласных выбирались председатель и 6 членов губземуправы. Председателя утверждал в должности министр внутренних дел. В губернском земском собрании на правах гласных участвовали и уездные предводители дворянства, председатели уездных съездов и земских управ, начальник управления земледелия и государственных имуществ, управляющие удельными округами и депутат от духовного ведомства.

Председателями земских собрания были предводители дворянства.

Компетенция земства ограничивалась узкими рамками хозяйственных нужд:

устройством и содержанием общественных зданий и дорог; обеспечением народа продовольствием; вопросами промышленности, сельского хозяйства, развития народных промыслов; заведовали местными земскими денежными и натуральными повинностями и сборами, имуществом и капиталом земства.

Министр внутренних дел и губернатор следили, чтобы постановления земских собраний "противного законам или общим государственным пользам" не имели. Губернатор мог приостанавливать любые постановления земства, нарушающие, по его мнению, интересы местного населения.

Все вышеуказанные органы государственного управления и самоуправления прекратили свою деятельность в 1917 году.

Временное правительство после некоторых колебаний сделало ставку на прежние представительные учреждения. Руководителями губернской власти - правительственными комиссарами временно назначаются председатели губернских земских управ.

Вологодским губернским правительственным комиссаром и председателем губернского Комитета стал В.А.Кудрявый. При этом за ним сполна сохранились функции председателя губернской земской управы.

К июлю 1917 года по всей стране создается сеть классовых общественных структур - Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Выборы депутатов в Вологодский Совет рабочих и солдатских депутатов состоялись в начале марта 1917 года. 9 марта на общем собрании представителей рабочих, солдат, профсоюзов, общественных организаций и социалистических партий были приняты общие положения о Совете. 15 (28) марта состоялось первое заседание Совета. Председателем Совета был избран Ш.З.Элиава. По решению Совета в Губернский правительственный комитет был делегирован секретарь Совета И.А.Саммер, который занял в комитете пост заместителя губернского комиссара В.А.Кудрявого.

Такого рода "сотрудничество" Совета и Губернского комитета весьма примечательно. Оно отражает определенный этап функционирования Советов как общественных организаций, выражавших интересы определенного класса и видевших свою главную цель в поддержке и одновременном контроле деятельности властных структур.

23 января 1918 года в Вологде был создан объединенный исполнительный комитет, сформированный из представителей исполкома Вологодского Совета и исполнительного комитета губернского Совета крестьянских депутатов, который заявил о переходе всей власти в руки Советов. Председателем был избран Ш.З.Элиава.. В апреле 1918 состоялся 1 губернский съезд Советов, на котором был избран Губернский исполнительный комитет.

С 1917 по 1963 год высшими органами власти являлись съезды Советов и их исполнительные комитеты.

23 сентября 1937 года ЦИК СССР принял постановление о разделении Северной области на Вологодскую и Архангельскую. В состав Вологодской области вошли 23 района Северной области и 18 районов Ленинградской области.

9-10 января 1940 года состоялась 1 сессия областного Совета депутатов трудящихся первого созыва. Был избран исполнительный комитет, образованы отделы и управления облисполкома, постоянные комиссии облсовета.

Компетенции Советов и их исполкомов были четко разграничены. Последние были наделены лишь исполнительно-распорядительными полномочиями. Областной Совет имел право отменять решения и распоряжения нижестоящих Советов и их исполкомов.

В 1977 году Вологодский областной Совет депутатов трудящихся согласно Конституции СССР 1977 года был переименован в Вологодский областной Совет народных депутатов, в который 19 июня 1977 года было избрано 190 депутатов.

Дальнейшая работа областного Совета в составе 200 депутатов показала неэффективность и высокую затратность его деятельности.

В истоке современного законотворческого органа стоял областной Совет народных депутатов двадцать первого созыва, первое заседание которого состоялось 29 марта 1990 года. Именно на его долю досталось время осмысления происходящего в стране и выбор дальнейшего пути развития области.

Система управления представляла собой парламентскую форму, отсутствовало разделение власти, так как областной Совет народных депутатов в своей структуре имел исполнительный комитет с необходимыми управлениями и отделами, а председателя исполнительного комитета и руководителей ведущих структурных подразделений назначали депутаты. Двести депутатов, составляющих областной Совет, работали в образованных ими 4 постоянных комитетах и 13 комиссиях. На постоянной основе работали на первых порах два депутата - председатель областного Совета и его заместитель. Организационно-техническую подготовку сессий Совета осуществлял исполнительный комитет. Для решения неотложных вопросов был образован Президиум областного Совета народных депутатов, который впоследствии был реорганизован в Малый Совет. Он был образован 16 января 1992 года в составе 23 депутатов (периодами увеличивался до 27). В состав Малого Совета входили председатель областного Совета, его заместитель, председатели 14 постоянных комитетов и комиссий и 7 депутатов от депутатских групп, объединенных по территориальному принципу. Практическая работа Малого Совета, распределение полномочий и функций среди депутатов, входящих в его состав, показали, что оптимальный количественный состав для областного представительного органа - 30 депутатов. С этих позиций и проводилась в дальнейшем работа по подготовке к реорганизации областного представительного органа власти. 23 декабря 1992 года областным Советом народных депутатов были утверждены новая схема управления и структура областной администрации, отвечающие переходному периоду и способствующие проведению реформ.

В октябре 1993 года областной Совет вынужден был приостановить свою работу в связи с создавшейся ситуацией. Обращения областного Совета к высшему руководству, Президенту Российской Федерации о правовом беспределе остались без внимания и ответа.

В марте 1994 года был избран новый областной представительный (законодательный) орган, начался этап его становления и развития, этап формирования нормативной правовой базы области.

Законодательное Собрание Вологодской области как представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации было сформировано в результате прямых всеобщих выборов, проведенных  20 марта 1994 года. Выборы проходили по 15 одномандатным избирательным округам. В Вологодскую областную Думу, позже названную Законодательным Собранием области, первоначально было избрано 12 депутатов, после повторных выборов 8 июня численность депутатского корпуса увеличилась на 3 человека.

31 марта – 1 апреля 1994 года состоялась первая сессия Законодательного Собрания области.

23 июня 1994 года Законодательным Собранием области был принят первый областной закон «О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области». 14 сентября 1995 года был принят Устав Вологодской области, который закрепил нормы об увеличении состава депутатов Законодательного Собрания области до 30 человек, о сроке полномочий депутатов (4 года) и о введении принципа ротации при формировании депутатского корпуса (проведение выборов 15 депутатов через каждые 2 года). Принцип ротации позволял периодически обновлять региональный парламент, избегать резких изменений в составе депутатского корпуса, обеспечивал стабильность и преемственность в работе Законодательного Собрания области. С 2000 года и по настоящее время численность депутатского корпуса остается неизменной и составляет 34 депутата.

Структура Законодательного Собрания области была реорганизована дважды, в 1996 и 2003 годах, и в настоящее время включает в себя 8 постоянных комитетов: по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека; по социальной политике; по образованию, культуре и здравоохранению; по вопросам местного самоуправления; по бюджету и налогам; по экологии и природопользованию; по экономической политике и собственности; по аграрному комплексу и продовольствию и -  мандатную комиссию (с 2005 года комиссия по регламенту и депутатской деятельности); организационное, аналитическое и экспертно-правовое управления; отдел учета и отчетности; пресс-службу.

В 2003 году в связи с изменением и совершенствованием федерального и областного законодательств изменился принцип формирования областного парламента: формирование парламента происходит на основе пропорциональной и мажоритарной систем, т.е. 50 процентов депутатов законодательного органа избираются от политических партий и избирательных блоков по спискам кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков, а вторая половина депутатского корпуса – по одномандатным округам.

В декабре 2003 года в Законодательное Собрание области пришли семнадцать депутатов, выбранных по партийным спискам со сроком полномочий 3 года и 3 месяца, т.е. до того периода, когда истекает срок полномочий 17 депутатов, выбранных по одномандатным округам. Для прохождения партии в законодательный орган области был установлен 8-процентный барьер. Прошедшие выборы привели в областной парламент представителей 4-х партий: Единой России, Аграрной партии, КПРФ и ЛДПР.

Выборы депутатов Законодательного Собрания области в марте 2007 года прошли по смешанной системе, был образован один областной округ для выборов по партийным спискам и сохранились 17 одномандатных округов, где выборы прошли по мажоритарной системе. Таким образом была соблюдена норма федерального и областного законодательств о 50-процентном представительстве в законодательных (представительных ) органах депутатов от политических партий.

Очередные выборы депутатов Законодательного Собрания Вологодской области состоялись 4 декабря 2011 года. Формирование Законодательного Собрания происходило на основе смешанной избирательной системы: половина депутатского корпуса избрана от политических партий по спискам кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков, а вторая половина - по 17 одномандатным округам. Из 34 избранных депутатов 21 - представители политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», 7 – политической партии Справедливая Россия, по 3 - представители политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и политической партии «Либерально-демократическая партия России».

Рекомендовать материал