Деятельность    Правовые основы деятельности

Порядок обжалования нормативных правовых актов
и иных решений, принятых Законодательным Собранием области

 

В соответствии с Уставом Вологодской области постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти области является Законодательное Собрание области (далее — ЗСО). В рамках своей деятельности ЗСО принимает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к совместной компетенции Российской Федерации и субъектов РФ и исключительной компетенции субъектов, а также иные (ненормативные) акты, затрагивающие права и свободы граждан и юридических лиц.

1. Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ссылка: http://www.consultant.ru/popular/gpkrf/ ) предусмотрен судебный порядок обжалования нормативных правовых актов органов государственной власти (глава 24 ГПК РФ).

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ч. 1 ст. 251 ГПК РФ).

Заявление об оспаривании нормативно-правового акта, принятого Законодательным Собранием Вологодской области, подается в Вологодский областной суд (ссылка: http://oblsud.vld.sudrf.ru/ ) (ч. 4 ст. 251 и п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ), кроме случаев, когда мотивом обжалования является противоречие акта, принятого по вопросам исключительной компетенции РФ или совместной компетенции РФ и субъектов РФ, Конституции Российской Федерации — в такой ситуации заявление подается в Конституционный Суд РФ (ч. 3 ст. 251 ГПК РФ, п. «б» ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О конституционном Суде РФ»).

Заявление, подаваемое в суд, должно соответствовать общим требованиям к форме и содержанию искового заявления, предусмотренных статьей 131 ГПК РФ. Кроме того, заявление должно содержать данные о наименовании органа государственной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, о наименовании акта и дате его принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. К заявлению также приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт (ч. 5 ст. 251 ГПК РФ).

Решение суда о признании недействующим нормативного правового акта не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (ч. 4 ст. 253 ГПК РФ).

2. В случае если права и свободы гражданина или организации нарушены ненормативным актом (решением), либо действием (бездействием) Законодательного Собрания области или отдельных его должностных лиц — их также можно оспорить в предусмотренном законодательством порядке.

При этом под ненормативным актом понимается индивидуальный правовой акт, то есть такой акт, который содержит правовое предписание, обращенное к конкретному лицу либо группе лиц (персонифицированный) и рассчитанное на однократное применение (например, постановление ЗСО о награждении почетной грамотой гражданина за определенные заслуги).

Обжалованы могут быть решения или действия (бездействие) органа государственной власти, его должностного лица, в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Обжалование таких действий (бездействие) и решений регламентировано главой 25 ГПК РФ, которой предусмотрен как судебный, так и административный порядок обжалования.

Административный порядок заключается в обращении к вышестоящему в порядке подчиненности органу государственной власти или должностному лицу в свободной (письменной) форме с изложением всех обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав и свобод посредством принятия ненормативного акта или действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица.

Административный порядок не является обязательным, и заявитель по данному вопросу вправе обратиться непосредственно в суд (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ) в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ст. 256 ГПК РФ).

По общему правилу заявление (с соблюдением требований, предусмотренных ст. 131 ГПК РФ) подается в районный (городской) суд по месту фактического расположения органа государственной власти, решения или действия которого оспариваются. В случае если заявление подает гражданин (физическое лицо) — оно может быть подано в суд по месту жительства заявителя (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

3. В случаях, когда ненормативный правовой акт или действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица нарушают права отдельных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности — заявление подается в арбитражный суд соответствующего субъекта.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд Вологодской области (ссылка: http://vologda.arbitr.ru) с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Законодательного Собрания Вологодской области, должностных лиц, государственных служащих ЗСО если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Требования к содержанию заявления изложены в ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органа государственной власти, должностного лица не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда (ч. 7 ст. 201 АПК РФ).

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению (ч. 8 ст. 201 АПК РФ).


Возврат к списку

Рекомендовать материал